Если подрезать уздечку языка перестанешь картавить

Консультация учителя-логопеда «Подъязычная уздечка: подрезать или растягивать?»

евгения ковалевская
Консультация учителя-логопеда «Подъязычная уздечка: подрезать или растягивать?»

“Подъязычная уздечка: подрезать или растягивать?”

Подъязычная уздечка – перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством.

Как определить, достаточной ли длины подъязычная уздечка?

У разных людей подъязычная связка (уздечка) может быть разной длины.

Попросите ребенка поднять язык вверх к твердому небу. При нормальной подъязычной уздечки ребенок свободно поднимает язык к твердому небу. При короткой подъязычной уздечке ребенок не может вытянуть язык вперед и поднять язык вверх, к твердому небу. Когда ребенок будет тянуть язык вверх, вы увидите: как подъязычная связка, ограничивая подъем языка, натягивается, резче обозначается, рельефнее выступает под языком, становится тоньше. Другой причиной того, что ребенок не может поднять язык вверх, является то, что мышцы языка у ребенка недостаточно сильные и малоподвижные. Тогда вы увидите, как он не справляется именно мышцами, тогда язык дрожит, отклоняется в сторону, дергается, опускаются вниз.

В норме: в 5 лет уздечка в растянутом состоянии должна быть не менее 8мм. Средняя длина уздечки 1,5 см.

Чем это грозит?

Короткая подъязычная уздечка:

– может вызывать затруднение движения языка, так как не дает ему возможности высоко подниматься. В этом случае страдают так называемые “верхние звуки”, т. е. нарушается произношение таких звуков, как Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Рь

– может приводить к смещению центра языка, его несимметричному развитию и малой подвижности, что препятствует формированию правильной артикуляционной позы некоторых звуков.

– может быть и причиной нарушения звукопроизношения

– в некоторых случаях, может провоцировать проблемы с формированием нижней челюсти, т. е. могут отклоняться зубы и оголяться шейки зубов. Есть риск развития пародонтита и гингивита. Поэтому нужна консультация ортодонта.

Что делать?

1. Оперативное вмешательство

2. Растяжение подъязычной уздечки

Даже если уздечка несколько укорочена (равна 8 мм, то лучше ее растягивать, чем оперировать, так как эта процедура в некоторой степени болезненна и неприятна для малыша!

Веские показания к подрезанию подъязычной уздечки:

1. Короткую уздечку языка лучше подрезать в раннем возрасте до года.

Показание к проведению операции, если ребенок при кормлении:

• ребенок плохо сосет грудь из-за того, что укороченная уздечка мешает плотно обхватить сосок матери.

• при сосании чмокает и плачет.

2. В более старшем возрасте показанием является, когда из-за укороченной уздечки у ребенка смещается зубной ряд и формируется неправильный прикус.

3. Трудности произношения звуков, только в отдельных случаях требует оперативного вмешательства. В 90% случаев при нарушении 1-4 звуков короткая уздечка языка легко растягивается при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики.

Методы и приемы для того что бы растянуть подъязычную связку (уздечку).

МЕХАНИЗМ УПРАЖНЕНИЙ по растягиванию уздечки: так как это складка (по типу мычешной, слизистая складка, то есть возможность аккуратно и немного исправить исходное состояние уздечки, упражнения дают языку возможность подниматься вверх, тем самым постепенно мышца вытягивается (она достаточно эластична, данные упражнения нельзя выполнять рывками, очень плавно и медленно.

Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх ([р], [ш], [ж]) ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.

Звуки ([л], [ч], [щ], [т’], [д’]) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.

Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.

Рекомендуется начинать растягивать уздечку еще в раннем возрасте. Всем детям рекомендуется выполнять гимнастику для язычка – это поможет избежать массу проблем в 5-7 лет (речь о произношении).

Перед тем, как начинать делать упражнения по растягиванию подъязычной уздечки необходимо посетить логопеда, чтобы тот показал Вам, как они делаются правильно! Ваши неумелые движения могут привести к разрыву уздечки – а это ужасно неприятно раз, и узелок потом два.

Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка:

1) «Оближи блюдце».

Предложите ребенку, как котенку вылизать блюдце, намазанное вареньем или чем то другим.

Можно тянуться языком за ложечкой.

Открыть рот, кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку.

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

11) Упражнение «Крот»

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.

– Под горкой норка. –

Указательным пальцем с силой поглаживать снизу – вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

– Крот стережет норку.

Консультация учителя-логопеда для родителей «Давай поговорим» Давай поговорим… Уважаемые родители, не забывайте, что дети чётко улавливают оттенки настроения взрослых. По тону вашего голоса, по интонации.

Консультация учителя-логопеда для родителей на собрании Добрый вечер, уважаемые родители. Меня зовут Брызгалова Екатерина Александровна. Я учитель-логопед. На сегоднешнем собрании в кратце хотелось.

Консультация учителя-логопеда для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами.

Консультация на РМО учителей-логопедов «ИКТ в работе учителя-логопеда» Мы живем в такое время, что компьютеры, уже заняли прочные позиции во многих областях современной жизни, и быстро проникли не только в дома,.

Консультация учителя-логопеда для родителей «Речевая готовность ребенка к школе» Готовность к школе – это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие.

Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Грамматически правильная речь педагога» Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения.

Подъязычная уздечка. Что это такое? Как с этим быть? Логопедическая работа с детьми Подъязычная уздечка. Что это такое? Как с этим быть? Чтобы найти подъязычную уздечку, нужно открыть рот, поднять язык вверх и обнаружить.

«Применение Су-джок терапии в коррекционной деятельности учителя-логопеда». Консультация для педагогов Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Читать еще:  Болит щека внутри рта в углу зуб мудрости

Консультация учителя-логопеда «Речевая готовность ребёнка к школе» на родительском собрании в подготовительной группе Наиболее значимым для ребёнка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности.

Консультация «Взаимосвязь учителя-логопеда и семьи» Взаимосвязь учителя-логопеда и семьи. Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью.

Зачем подрезать уздечку под языком у детей и когда это лучше делать

Подрезание уздечки под языком у детей является довольно распространенной процедурой в раннем возрасте. Справиться с проблемой весьма просто, поэтому некоторые врачи предлагают исправить дефект еще в роддоме, чтобы потом не было проблем с питанием и речью. Проводится процедура быстро, и дети не успевают ощутить дискомфорт. Подрезание уздечки можно сделать и в более позднем возрасте, уже при выявлении дефектов речи.

Что такое уздечка

Уздечка под языком располагается на нижней поверхности органа и внешне напоминает продолжение его срединной линии. Это образование получило нарицательное название, поскольку оно словно удерживает язык при его подъеме кверху. Начинается уздечка с середины языка, там, где есть граница перехода слизистой, а затем она дугой спускается практически до основания самых десен возле центральных нижних резцов.

Это расположение уздечки нормально, поэтому она не мешает движениям языка в ротовой полости. В среднем у взрослого человека ее длина может достигать трех сантиметров.

Впервые врачи обращают внимание на уздечку еще в роддоме, сразу после появления малыша на свет. Такое пристальное внимание связано с тем, что очень часто уздечка имеет дефекты и подрезать ее нужно как можно раньше. Самая распространенная патология – ее укорочение и смещение: она находится у самого кончика языка, а при подъеме языка принимает вид желоба.

При высовывании языка наружу, уздечка с патологией не дает языку полностью выдвинуться, из-за чего он лишь немного прикрывает край нижней губы. Обычно такой дефект не сопровождается истинным укорочением размеров, но ненормальное расположение приводит к таким же признакам, как и при короткой уздечке, поэтому ее приходится подрезать.

У некоторых детей уздечка действительно имеет меньшие размеры, нежели необходимо, но на функцию языка такая особенность может и не повлиять. Но так везет не всем малышам – по наблюдениям врачей детки, с аномалиями все же испытывают проблемы с сосанием материнской груди, поэтому родители все равно обращаются к врачу для подрезания, ощущая первые проблемы с захватом соска и движениями ребенка во время кормления.

Признаки короткой уздечки можно заметить по следующим проявлениям:

  • проблемы с кормлением возникают уже в самом начале процесса – ребенок не может захватить и подолгу удерживать сосок, движения при кормлении вызывают у него заметные трудности;
  • дети не наедаются после кормления;
  • на голодный желудок малыш не засыпает, он становится беспокойным и капризным;
  • дети с аномалией могут недобирать в весе, пока не провести пластику уздечки языка.

В дальнейшем, если не сделать подрезание, слишком короткая уздечка может мешать произношению звуков. Обычно дети испытывают трудности со звуками -л, -с, –р. Язык располагается примерно посередине между зубными рядами, причем как при разговоре, так и с закрытым ртом.

Из-за этого формируется неправильный прикус, при разговоре появляются посторонние просвистывающие звуки, наблюдаются и проблемы с пережевыванием и перевариванием пищи: проглатывается слишком грубый пищевой комок по причине недостаточного измельчения.

Когда лучше подрезать уздечку ребенку

Врачи рекомендуют подрезать уздечку языка в раннем возрасте, но ничего страшного не случится, если провести операцию немного позже, в дошкольный период. Обычно существенные проблемы у ребенка обнаруживаются уже в первый год жизни, если слизистая под языком не подрезана. Родители жалуются на проблемы педиатру, и доктор после осмотра дает направление к врачу-стоматологу, который и проводит подрезание.

Детки до годика имеют довольно тонкую слизистую уздечки. В ней практически нет нервных окончаний, а в период новорожденности они и вовсе отсутствуют. Поэтому в столь раннем возрасте пластика уздечки языка проводится без анестезии, а кровотечение минимальное.

Если ребенку не сделали подрезание в раннем детском возрасте, то врач порекомендует это в дальнейшем. Ведь если проблемы с уздечкой не проявились в кормлении грудью, то следующим этапом становится произношением звуков – при короткой уздечке у ребенка возникают типичные проблемы, и родители обращаются к логопеду.

На раннем этапе доктор порекомендует консервативное лечение – специальные упражнения для растягивания уздечки, но при отсутствии позитивного результата логопед все равно дает направление на пластику уздечки языка. Проводит подрезание так же врач-стоматолог, но уже с использованием местной анестезией, а также наложением швов после операции.

Оптимальное время для выполнения операции по подрезанию уздечки языка – возраст до одного года. В этот период вмешательство происходит наиболее безболезненно, малыши даже не вспомнят о том, что когда-либо перенесли процедуру подрезания. Слизистая заживает быстро, а при раннем прикладывании к груди после операции уздечка сразу же разрабатывается в процессе добывания молока.

Не все врачи поддерживают раннюю процедуру подрезания уздечки. Если ребёнок хорошо кушает в первый год жизни, то это совсем не означает, что проблемы с уздечкой могут проявиться по части логопедии в возрасте четырех-пяти лет. Поэтому нет смысла подрезать уздечку ради профилактики в раннем возрасте, чтобы лишний раз не травмировать малыша.

Если же логопед определил показания к подрезанию, то уже в этом возрасте можно проводить вмешательство.

Подготовка к вмешательству

Обычно подрезание уздечки проводят без каких-либо серьезных подготовительных этапов. Это вмешательство относится к малотравматичным и практически у всех маленьких пациентов проходит без осложнений. В редких случаях, когда есть соматические патологии или риски при проведении процедуры, врачи могут назначить перед операцией следующие анализы и обследования:

  • общий анализ крови;
  • анализ крови на свертываемость;
  • флюорографическое обследование.

Способы проведения операции

Есть несколько способов, которыми проводится пластика уздечки языка – при помощи скальпеля и при помощи лазера. Скальпелем подрезали уздечку всегда, это классический способ избавиться от аномалии. Лазер – новинка последних лет, которая отлично показала себя при проведении подобного рода вмешательств.

Операция при помощи скальпеля в среднем занимает около двадцати минут. За это время делается надрез на слизистой, останавливается кровотечение, при необходимости накладываются швы. После проведения такого вмешательства у детей в области языка формируется отечность и остается некоторое время незначительный дискомфорт.

При помощи лазера справиться с уздечкой можно гораздо быстрее – время проведения вмешательства занимает примерно десять минут. Процесс подрезания безболезненный, крови практически не появляется, поскольку она сразу же «запекается» лазером. Сразу же затягивается и ранка, поэтому нет необходимости накладывать швы.

В качестве анестезии можно применять спрей или гель, причем делается это больше в целях успокоения, поскольку даже после проведения операции дискомфорт несущественный. Рубец заживает в течение одного-двух дней.

Различия между методиками существенные, хотя и результат одинаковый – так или иначе, раневая поверхность заживает и у ребенка решается проблема с длиной уздечки. Лазерное лечение стоит дороже, но и процедура более щадящая, поэтому врачи рекомендуют выбирать именно ее.

Возможные осложнения

После проведения процедуры у детей могут появиться некоторые осложнения. Особенно реагируют на процедуру груднички – они могут отказаться от еды, становятся плаксивыми и беспокойными, плохо спят – это нормальная реакция организма на вмешательство.

Читать еще:  Во сколько лет меняются клыки у детей верхние

Такой стресс детки получают нечасто, поэтому в это время важна поддержка родителей. Большинство осложнений вполне устранимы. Среди них врачи отмечают:

  • незначительные болезненные ощущения после процедуры, которые обычно проходят через пару дней;
  • повышение температуры тела, что может быть индивидуальной реакцией организма на вмешательство. Если же температура не понижается, то необходимо повторно посетить доктора – возможно, была занесена инфекция и начался воспалительный процесс;
  • появление послеоперационного рубца, что иногда заставляет делать пластику повторно.

Полная реабилитация после операции занимает от семи до десяти дней. За это время исчезают все негативные последствия после проведения операции, дети начинают нормально кушать, выговаривают все звуки, возвращаются к привычному ритму жизни.

Послеоперационные рекомендации

После того как пластика уздечки у детей проведена, врачи дают рекомендации по скорейшему восстановлению:

  • родителям нужно самим следить за гигиеной ротовой полости ребенка, поскольку малыш может щадить пораженный участок, плохо чистит зубки.

При появлении белого налета в месте проведения вмешательства не стоит паниковать – это не гной, а начальный этап формирования рубца, в это время необходимо продолжать полоскания ротовой полости;

  • детям не рекомендовано давать твердую пищу, которая требует длительного пережевывания, чтобы не провоцировать болезненности под языком;

  • грудничкам можно давать пищу из ложечки, небольшими дозами, а сразу после проведения процедуры малыша можно покормить грудью – молоко будет как нельзя лучше воздействовать на рубец;
  • деткам нужно меньше разговаривать, чтобы не разошлись швы.

Как только послеоперационный рубец заживет, можно начинать упражнения для растягивания слизистой.

Можно ли подрезать уздечку языка взрослому

Уздечка языка – это перепонка на слизистой рта, которая находится прямо под языком. Она простирается от середины языка до дёсен передних нижних резцов, соединяя его с ротовой полостью в нижней челюсти. Служит эта складка для удержания языка при его отведении в сторону, потому и была названа таким образом.

Существует аномалия под названием анкилоглоссия. При ней уздечка идёт не от середины языка, а от его кончика, что ограничивает его подвижность. Если операция не была проведена в детстве, то вероятно возникновение вопроса, можно ли подрезать уздечку языка взрослому человеку?

Функции и признаки анкилоглоссии

В человеческом рту располагаются не одна, а целых три уздечки: на верхней губе, на нижней губе и, собственно, на языке. Все три служат для выполнения сразу нескольких функций, к которым относятся:

  • формирование правильной дикции;
  • нормальное функционирование слизистой оболочки рта;
  • создание условий для нормального приёма пищи;
  • формирование правильного прикуса;
  • поддержание функциональности лицевых мышц.

Короткая уздечка языка — явление распространённое

Примерно каждый двадцатый человек рождается с укороченной уздечкой. При этом, 75% из них – мужского пола. Самостоятельно определить, является ли уздечка короткой или нет, бывает не так-то просто, так как видимые признаки могут отсутствовать.

Тем не менее, существует ряд показателей, по которым можно сделать определённые выводы:

  • загибание языка вниз при его вытягивании вперёд;
  • нарушение глотательной и сосательной функции;
  • препятствия на пути вытягивания языка полностью;
  • проблемы с формированием прикуса;
  • заболевания пародонта;
  • образование сердцевидной формы языка при его поднятии;
  • нарушения дикции и корректного произношения.

Показания к применению пластики

  1. Сложности с грудным вскармливанием. Такая проблема возникает у четверти всех младенцев с короткой уздечкой. Из-за ограниченной подвижности языка ребёнок не в состоянии правильно ухватиться за материнский сосок, из-за чего, в дальнейшем, появляются проблемы типа недоедания и медленного набора веса. Как правило, короткая уздечка языка у новорожденного может быть диагностирована ещё педиатром-неонатологом в родильном доме. Уже там может быть проведенное простое рассечение сублингвальной или иной уздечки.
  2. Сложности в произношении. Обычно такое отклонение обнаруживает логопед детского сада. Объясняется это тем, что стеснённый в своей свободе язык не позволяет правильно выговаривать все звуки. Будучи оставленной без внимания такая проблема может впоследствии сохраниться как дефект речи. И тогда пластика уздечки языка у взрослых людей станет их возможностью скорректировать свою речь.
  3. Ортодонтические причины. Короткая уздечка языка способна повлиять на кривизну зубного ряда, наклоняя резцы внутрь, а также затормозить развитие нижней челюсти. К тому же, такая патология сильно затрудняет ортодонтическое лечение.
  4. Пародонтологические причины. Укороченная уздечка может стать причиной рецессии десны, что оголит корень зуба и сделает его более уязвимым к болезням и повреждениям, а также нарушит его устойчивость в десне.

Язык без короткой уздечки подвижен и удобен

Множество положительных отзывов на подрезание уздечки языка у взрослых на сегодняшний день говорит о популярности такой процедуры. Главным образом в связи с развитием протезирования на имплантатах, так как анкилоглоссия в состоянии нарушить питание окружающих имплантат тканей.

Стоит сказать, что уздечка языка, чьё подрезание у взрослых осуществляется сравнительно нечасто, заживает несколько дольше, чем у детей дошкольного возраста. А вообще, пластика считается наиболее приемлемой с 5-6 лет, если она не была проведена в младенчестве с целью устранения нарушений грудного вскармливания. В этот период центральные резцы уже хотя бы частично прорезались, а боковые не начинали, что упрощает операцию.

Один из вариантов операционного вмешательства

Противопоказания и практики

Как и любая другая хирургическая операция, исправление такого дефекта как короткая уздечка языка у взрослого имеет свои противопоказания. В большинстве случаев это патологии и болезни организма, о которых врач обязательно должен быть оповещён до начала процедуры.

К таковым можно отнести:

  • хронические заболевания полости рта в период их обострения;
  • онкологические заболевания челюстных тканей;
  • инфекционные заболевания организма в целом;
  • нарушения свёртываемости крови;
  • психические расстройства;
  • плохая гигиена полости рта.

Рассечение подъязычной кожной складки у младенцев называется френэктомией или френулотомией, в зависимости от типа разрезов. Так как на этом этапе уздечка не содержит сосудов, то и кровотечения, как правило, не бывает.

В противном случае, оно останавливается посредством грудного вскармливания. В возрасте постарше операция требует локальной анестезии и называется френулопластикой.

Осуществляется она несколькими способами:

  1. Разрезание. После рассечения сублингвальной уздечки на её края накладываются удерживающие поперечные швы.
  2. Удаление. После двух треугольных разрезов уздечка исчезает, а на оставшуюся рану накладывают швы.
  3. Перемещение. Два разреза отделяют часть уздечки, после чего она крепится на место искусственно сужающейся раны.

Исправление короткой уздечки языка процедура важная и на неё стоит решиться

Подрезать уздечку взрослому всё же достаточно просто. Операция длится не более 20 минут, а швы состоят из биодеградируемого материала и самостоятельно исчезают спустя несколько дней. К тому же, современные технологии позволяют воспользоваться для проведения процедуры лазерной коррекцией. В случае применения лазера отсутствуют кровотечение и необходимость в наложении швов.

Осложнений после операции, как правило, не возникает. Реабилитационный период длится не более недели. Тем не менее, для успешного заживления ран необходимо соблюдение нескольких условий. В частности, необходимо соблюдение ежедневной гигиены полости рта, отказ от горячей и жёсткой пищи на несколько дней, а также проведение специальной гимнастики для лицевых и челюстных мышц.

Особенности постановки звука [Р] при укороченной подъязычной связке

Светлана Гришина
Особенности постановки звука [Р] при укороченной подъязычной связке

Особенности постановки звука «Р» при укороченной прдъязычной связке.

При укороченной подъязычной связке чаще всего мы имеем дело с дефектным произношением звука «Р» (горловой, боковой, замена на другие звуки).

Читать еще:  Что нельзя делать после отбеливания зубов?

В моей практике были случаи, когда,при практически «приросшем» кончике языке, был самостоятельно сформирован правильный звук. Это происходило за счет хорошо развитых боковых краёв языка («бабочке», и на слух изолированный «Р» был неотличим от нормального альвеолярного звука. Но в потоке речи, за счет затруднённой переключаемости языка с одной звуковой позиции на другую, появлялись смазанность, нечёткость произношения и исчезновение звука совсем. В подобном случае представляется невозможным устранение этих дефектов произношения путём логопедической коррекции, и следует убедить родителей прибегнуть к хирургическому вмешательству.

При, выраженной укороченности подъязычной связки, но удающейся смычке кончика языка с альвеолами в позиции «ДЭДЭ», следует внимательно оценить состояние боковых краёв языка и толщину п/я связки (уздечки). Если удаётся распластывание краёв языка в артикуляционных упражнениях («Лошадка», «Болтушка», то возможна логопедическая работа по постановке звука в речи без хирургического вмешательства. Следует заметить, что зачастую даже после подрезания уздечки, особенно, если это произошло в 5-6 лет, операции бывает недостаточно, и приходится проводить логопедическую коррекцию. Работа с таким ребёнком после подрезания п/я связки будет, конечно, значительно менее продолжительна по времени.

Но в практике очень часты случаи, когда операция не представляется возможной по ряду причин: толстая связка при опасно близко расположенной слюнной железе, непереносимость наркоза, угроза психической травмы и т. д.

В таком случае логопеду приходится работать с неподготовленным языком. Эта работа трудна и продолжительна во времени, она включает несколько важных этапов:

1. Беседа с родителями и ребёнком.

2. Артикуляционные упражнения для растягивания п/я связки и

пальцевой массаж языка (до 3-х месяцев).

3. Постановка звука комбинированно: механическая и по подражанию

4. Введение в речь и автоматизация (от 1 до 3 месяцев).

Эти этапы могут быть соединены или проводиться одновременно в таких вариантах: 2 и 3, 3 и 4, частично 2, 3 и 4. Всё будет зависеть от результатов работы, темпов продвижения в постановке звука и разработки языка.

Остановимся подробнее на каждом этапе:. ,

1. Беседа с родителями и ребёнком.

Следует подробно рассказать родителям и ребёнку о длительности и трудности работы, нацелить на результат. Если этот этап будет опущен, то в середине занятий, а иногда и вначале приходит неверие в успех, усталость; родители и дети буквально «опускают руки» и бросают занятия. Это подрывает авторитет логопеда, формирует у ребёнка негативное отношение к обучению вообще. Таким образом, правильная ориентация и грамотно проведённая беседа – залог успеха будущих занятий.

2. Артикуляционные упражнения и пальцевой массаж.

Прежде всего следует дать задание ребёнку и родителям (оговорив заранее срок 3 месяца) по 10 мин ежедневно перед зеркалом делать общеизвестные артикуляционные упражнения на растягивание п/я связки: «Лошадки», «Часики», «Крестик», «Болтушку», «Причесывание». Пальцевой массаж первое время (2-3 недели) логопед делает сам, потом обучает маму. Дома, после 2-3 недель артикуляционной гимнастики, добавляется к занятиям массаж. Можно разрабатывать речевой аппарат массажем по методике Новиковой, особенно, если у ребёнка явно выражен дизартрический фон. Если же такового не наблюдается, можно ограничиться тремя основными позициями. Как показывает опыт, результат получается хорошим.

1. Растягивание, пощипывание краёв и кончика языка.

2. Завёртывание и «раскатывание» язычка по палочке или круглому зонду (Язык высунут изо рта). На расстоянии 1-2 см от кончика поверх языка укладывается палочка или круглый зонд, кончик языка заворачивается пальцами вверх, прижимая язык к зонду в таком положении «раскатывают», «растирают» по зонду, потягивая в стороны и вверх край языка, сначала осторожно, потом сильнее;

3. «Раскачивание» – язык высунут изо рта, взрослый захватывает кончик языка пальцами одной руки и раскачивает, потягивая язык вправо-влево к щекам. Растягиваются кончик и боковые веерные мышцы языка. Второй рукой следует придерживать сверху голову ребёнка. Эти упражнения рекомендуется производить, пользуясь чистым носовым платком для захвата языка или салфетками, т. к. с «голого» языка пальцы соскальзывают. В первое время при массаже наблюдается гиперсаливация. Нужно договориться с ребёнком: «Поднимай ручку (пальчик или др. знак, если нужно отдохнуть и проглотить слюну». Следует отметить, что два последних движения массажа более или менее болезненны. Нужно осторожно, но неуклонно проводить их, постепенно увеличивая силу.

Как только появится заметная смычка кончика языка с альвеолами, следует приступать к постановке звука «Р».

3. Постановка звука.

Постановка звука проводится на фоне продолжающихся артикуляционных упражнений и массажа одновременно механическим способом и по подражанию. Первые два занятия идёт постановка кончика языка на альвеолы в позицию «ДЭ-ДЭ». Между зубами – 1см. Если ребёнок не удерживает язык вверху, помогаем шпателем, зондом или пальцами. Если зубы смыкаются, предлагаем для выработки межзубной щели зажимать край зубной щётки, сложенные шпатели и т. д. Для лучшего контроля за положением кончика языка эти предметы зажимаются не резцами, а сбоку коренными зубами. Ещё лучше, если ребёнок сам научится «держать щель», ставя большие пальцы между коренными зубами. Предлагаем ребёнку сжать кулачки, отогнуть большие пальцы, поставить отогнутые пальцы между коренных зубов, кулачки отвести к щекам. В этой позиции хорошо просматривается положение зубов и языка, хорошо удаётся механическое воздействие зондом на край языка.

На выработку правильного навыка положения языка уходит 7-10 дней, т. е., 2-3 занятия в поликлинике и ежедневно дома.

При устойчивом положении языка и зубов приступаем к механической постановке звука – упражнению «Моторчик». Ещё через 7-10 дней присоединяем постановку по подражанию. Предлагаем ребёнку сделать «Болтушку», но не на верхней губке, а во рту на альвеолах. Потом предлагаем во время «Болтушки во рту», быстро повторять «ДЖ-ДЖ- ДЖ» – рот открыт, скорость выполнения постепенно увеличиваем, кончиком языка обязательно задевать за альвеолы. Можно показать это на руках, задевая кончиками пальцев одной руки ладонь другой и озвучивая голосом.

Многие дети с первого показа могут освоить это упражнение и в результате получают ясно слышимый короткий звук «ДЖ-ДР-ДР.» Результат очень впечатляет и стимулирует ребёнка в родителей. Если упражнение не получилось сразу, то через 1-2 занятия оно обычно всё- таки удаётся.

Неудача ждёт, если язык спастичен, плохо подвижен, в гипертонусе. В этом случае следует перед упражнением расслабить язык похлопыванием по верхнему краю шпателем или ложечкой, «Болтушкой» об губы или другим способом.

Далее постановка идет на фоне массажа и артикуляционных упражнений: по подражанию – для выработки короткой самостоятельной вибрации и механическим путём – для выработки длительной и устойчивой вибрации.

4. Введение в речь и автоматизация. ,

Как только в самостоятельном упражнении появится достаточно длинный «ДР-Р-Р», начинаем включение его в речь (слоги, слова).

Чаще всего вначале звук удаётся в сочетаниях «ДР-ТР» в конце слов (ПЕТР, литр, метр, кедр и т. п.) на это уходит 1-2 занятия. Затем включается в твердые слоги: ДРА, ТРА, ТРЫ, ДРЫ, ТРО, ДРО, ТРУ, ДРУ, далее идет автоматизация по обычной схеме.

Дидактическая игра «Логопедическое домино» Дидактическая игра «Логопедическое домино» Цель: автоматизация дефектных звуков в словах и предложениях, формирование фонематического восприятия.

Коррекция нарушенного звукопроизношения Коррекция нарушенного звукопроизношения[/b] г. Мурманск МБДОУ №131 учитель – логопед Бурганова Е. В. У детей дошкольного возраста часто.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector