Зуб 16 моделирование

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕРВОГО МОЛЯРА ВЕРХНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

Учитывая вышесказанные анатомические особенности верхнего первого моляра, а также закономерности построения на основе одонтомеров — модулей приступаем к непосредственному моделированию коронки зуба.

Высота коронки верхнего первого моляра (Н сог) составляет 5,62 мм, длина коронки — ме-зиодистальный размер (MD сог) — 10,90 мм, ширина коронки -вестибулолингвальный размер (VL сог) — 11,92 мм. Если условно наименьший показатель принять за 1,00, то данные величины относятся друг к другу соответственно:

Нсог ‘. MDcor * VLcor
5,62 мм 10,90 мм 11,92 мм
1,00 1,94 2,12

В соответствии с имеющимся расчетом соотношения частей формируем заготовку верхнего правого первого моляра (рис. 270, 271).

На начальных этапах моделирования заготовке придаем прямоугольную форму. После этого в соответствии с пропорциями и формой зуба постепенно накладываем пластилин, а где необходимо — срезаем.

Моделирование начинаем с разметки контуров жевательной поверхности, напоминающей форму усеченного ромба (рис. 272).

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ЗУБОВ

Н-образной бороздой, определяющей положение фиссур, делим поверхность на неравные части для расположения основных морфологических элементов (рис.273).

Рис. 273. 1 — медиальный щечный бугорок; 2 — дистальный щечный бугорок; 3 — медиальный небный бугорок; 4 — дисталь-ный небный бугорок; 5 — центральная фиссура; б — вестибулярная фиссура; 7 — медиальная фиссура; 8 — дистопалатинальная фиссура

Медиальные щечный (1) и небный (3) бугорки вместе с дистальным щечным (2) образуют треугольник (тригон), а задний небный (4) — талон (пятка) отделяется от них глубокой дистопала-тинальной бороздой (5), переходящей на небную и дистальную контактную поверхности (рис.274).

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗУБОВ

Наиболее крупным по занимаемой площади будет медиальный небный бугорок (прото-конус), меньшую площадь отведем медиальному щечному (параконусу), который будет превосходить предыдущий по высоте. Дистальный небный бугорок (гипоконус) продолговатой формы, он превосходит по размерам дистальный щечный (метаконус) и представляет собой оформленный дисто-небный угол коронки, вследствие чего коронка приобретает ромбическую форму.

Начинаем моделирование медиального щечного бугорка (параконуса), он будет выдвинут медио-вестибулярно относительно медиального небного и отделен от него глубокой медиальной фиссурой (рис.275, 276).

Валики этого бугорка достаточно хорошо выражены. Самым широким является продольный валик; его гребень (1) выкладываем в медио-дистальном направлении, к центру жевательной поверхности, до центральной фиссу-ры. Медиальный валик (2) выкладываем от

Рис. 274. 1 — медиальный щечный бугорок; 2 — дистальный щечный бугорок; 3 — медиальный небный бугорок; 4 — дистальный небный бугорок; 5 — дистопалатинальная фиссура

Рис. 275

Рис. 276

Рис. 276. 1 — гребень продольного валика; 2 — гребень медиального валика; 3 — гребень дистального валика; 4 — медиальное углубление; 5 — дистальное углубление

вершины бугорка: вначале вдоль медиального края, затем изгибаем к центру. Образовавшееся в результате моделирования медиальное углубление (4) достаточно глубокое. Дистальный валик (3) моделируем таким образом, что его форма напоминает треугольник, отделенный от основного валика характерным углублением (5), направленным в вестибулярную борозду.

Далее в зеркальном отражении моделируем основные морфологические элементы дистального щечного бугорка (метаконуса) (рис.277, 278).

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ЗУБОВ

Рис. 277

Рис. 278

Рис. 278. 1 — гребень продольного валика; 2 — гребень медиального валика; 3 — гребень дистального валика; 4 — медиальное углубление; 5 — дистальное углубление

Гребень продольного достаточно широкого валика (1), являющегося щечной частью косого гребня, начинаем формировать от вершины бугорка в направлении центральной фиссуры. Затем наносим медиальный валик (2), граничащий с вестибулярной бороздой. Сложившееся медиальное углубление (4) слабо выражено и направлено в вестибулярную фиссуру. Так как дистальный валик, как правило, не выражен, моделируем его единым целым с дистальным краевым гребнем (3), отделенным от продольного хорошо выраженным углублением (5). Углубление имеет треугольную форму, начинается у вершины бугорка, и заканчивается в дистальной ямке.

Формируем самый объемный медиальный небный бугорок (протоконус) (рис.279).

Большую часть поверхности уделяем продольному валику, составляющему небную часть косого гребня. Соединяя гребни продольных валиков медиального небного и дистального щечного бугорков на уровне центральной борозды, формируем косой гребень (1), дистальным скатом которого ограничиваем тригон сзади. Медиальный валик (2) моделируем в направлении медиальной фиссуры, отделяем от продольного выраженным углублением (4). Дистальный валик (3) располагаем почти параллельно продольному, разделяя их

Между СОбоЙ едва ЗамеТНЫМ углублением (5). Рис – 279 – 1

косой гребень; 2 – медиальный валик; 3 –

л л дистальный валик; 4 — медиальное углубление; 5 — дисталь-

Моделируем ЭЛемеНТ МеДИаЛЬНОГО КраеВО- ное углубление; б _ дополнительный бугорок; 7 – медиаль-

ГО Гребня, ПредСТаВЛЯЮЩИЙ ОДОНТОМер (ДОПОЛ- ная фиссура; 8 — медиальнонебная борозда

нительный бугорок — 6), соединяющий между собой медиальные небный и щечные бугорки.

Моделируем самый низкий дистальный небный бугорок (гипоконус), отделенный от косого гребня глубокой дугообразно изогнутой дистопалатинальной бороздой (1), выходящей на небную поверхность и впадающей в дистальную ямку (2) (рис.280, 281).Его вершину располагаем на небной половине жевательной поверхности, структура бугорка недифференцированна.

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗУБОВ

Рис. 280 Рис. 280—281. 1 — дистопалатинальная борозда; 2 — дисталыная ямка

Приступаем к формированию щечной поверхности первого верхнего моляра (рис. 282,283).

В пришеечной трети отмечается выраженное сужение коронки. Вестибулярной бороздой (1), доходящей до средней трети, делим поверхность на две части для оформления контуров щечных бугров, имеющих на режущем крае треугольную форму.

Рис. 282—283. 1 — вестибулярная борозда; 2 — продольный валик медиального щечного бугорка; 3 — продольный валик дистального щечного бугорка; 4 — медиальный валик медиального щечного бугорка; 5 — медиальный валик дистального щечного бугорка; б — дистальный валик медиального щечного бугорка; 7 — дистальный валик дистального щечного бугорка; 8 — медиальное углубление медиального щечного бугорка; 9 — медиальное углубление дистального щечного бугорка; 10 — дис-тальное углубление медиального щечного бугорка; 11 — дистальное углубление дистального щечнного бугорка; 12 — экватор

Передний бугор выше. Дистальные режущие края бугорков длиннее медиальных. У каждого из них моделируем незначительно выраженные продольный, медиальный и дистальный валики, отделенные друг от друга соответствующими углублениями.

Небная поверхность сужается в пришеечной трети и делится небной бороздой на две части для оформления контуров небных бугорков (рис.284).

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ЗУБОВ

Рис. 284

На боковой поверхности протоконуса моделируем бугорок Карабелли, представляющий собой самостоятельное образование-одонтомер с хорошо выраженной вершиной (рис. 285-287).

Рис. 288отображает медиальную, рис. 289— дистальную контактные поверхности коронки верхнего правого первого моляра. Зона медиального контактного пункта (1) оформляется на границе верхней и средней трети коронки, зона дистального контактного пункта (2) — в средней трети коронки.

В заключение демонстрируется единая композиция, состоящая из отдельных модулей

Рис. 285

Рис. 286

Рис. 287

Рис. 288. 1 — зона медиального контакта

Рис. 289. 2 — зона дистального контакта

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗУБОВ

Рис. 290—292. 1 — медиальный щечный бугорок; 2 — дистальный щечный бугорок; 3 — медиальный небный бугорок; 4 — дистальный небный бугорок; 5 — бугорок Карабелли; б — дополнительный медиальный бугорок; 7 — дополнительный дистальный бугорок; 8 — дистальная ямка

— одонтомеров, представляющая коронку от-моделированного верхнего правого первого моляра (рис. 290-292).

Системный подход к моделированию фронтальных зубов

    Вход Регистрация
  • Главная →
  • Новости и статьи по стоматологии →
  • Зуботехническая →
  • Системный подход к моделированию фронтальных зубов

Передние зубы верхней челюсти характеризуются как функциональными, так и эстетическими параметрами. По своей особенности – это те зубы, которые видны как при разговоре, так и при улыбке. Именно поэтому существует такое значительное количество подходов, пытающихся максимально сымитировать все тонкости анатомии зубов верхней челюсти. Учитывая, что техник кроме формы, также должен понимать характеристики цвета, текстуры, ротации и пространственной позиции зубов, ему достаточно легко потеряться во всех этих деталях. Именно поэтому в данной статье мы будем фокусироваться не на отдельных элементах моделирования, а на системном походе к восстановлению морфологии и структуры фронтальной группы зубов.

После окончания моделирования основной формы, техник может приступать к восстановлению индивидуальных характеристик зуба, следуя предложенному протоколу и тем самым экономя огромное количество времени.

Читать еще:  Болит межзубной сосочек

Описанный подход является уникальным как при моделировании всех шести передних единиц, так и при восстановлении формы одного зуба, независимо от того работает техник с воском или окончательными конструкциями, в обычном или цифровом режиме. Ведь самое важное кроется в деталях, которые подчеркивают после моделирования основной формы будущих реставраций.

Пошаговый протокол

1. При восстановлении нескольких передних зубов, моделирование следует всегда начинать с середины ряда, а именно с лабиального режущего края центральных резцов. Середину реставрации определяют по срединным анатомическим ориентирам лица: по линии, соединяющей переносицу, верхушку носа и центр подбородка. Вторую межзрачковую линию (фото 1) моделируют перпендикулярно к срединной линии лица: режущие края резцов с губной стороны должны быть параллельными межзрачковой линии.

Фото 1. Лицевые ориентиры и перенос межзрачковой линии на горизонтальную плоскость центральных резцов.

2. После этого моделируют контактные точки: позиция таковых от резцов до клыков смещается все больше к пришеечной области, как показано на фото красной линией (фото 2 – 3).

Фото 2. Область контактных точек смещается более пришеечно от резцов до клыков.

Фото 3. Область контактных точек смещается более пришеечно от резцов до клыков (красные линии).

3. На следующем этапе моделируют язычные поверхности. Поскольку все зубы берут участие в акте жевания, следовательно, моделировать их язычную поверхность без учета взаимодействия с зубами-антагонистами попросту невозможно. Режущий край зубов, по своей сути, является их режущим гребнем, на фото линия режущего края с губной стороны изображена красной, а с лингвальной стороны – синей (фото 4 – 5). Эти края являются границами режущего гребня. Не следует забывать, что язычный край данного гребня является не только эстетической, но и функциональной составляющей, которая взаимодействует во время жевания с нижними резцами, в то время как губной край верхних зубов визуализируется при улыбке и разговоре пациента. Губной край реставрации можно удлинять или переносить до тех пор, пока он не компрометирует функции, эстетики и фонетики моделируемых зубов. Режущие края редко являются симметричными и параллельными (фото 4 – 5). Проще говоря, функция язычной стороны резцов является производной от их губного контура.

Фото 4. Режущий гребень состоит из лабиального края (красная линия) и лингвального края (синяя линия).

Фото 5. Режущий гребень состоит из лабиального края (красная линия) и лингвального края (синяя линия).

4. Линия мезиального угла, которая представлена на фото черной линией, является следующим элементом для моделирования (фото 6). Если посмотреть на зубы с лицевой стороны, то их можно разделить на сегменты по вертикали (фото 3): центральный можно разделить на три части, боковые резцы и клыки – на две. Линия мезиального угла центрального резца начинается около его контактной точки и оканчивается в пришеечной части зуба в области мезиальной трети его боковой стороны. Линия данного угла должна максимально соответствовать линии соседнего центрального резца. Аналогичный латеральный ориентир для бокового резца начинается в области или выше контактной точки и заканчивается в пришеечной области около середины стороны зуба. Линия мезиального угла клыков также начинается выше контактной точки и движется к середине зуба.

Фото 6. Линия мезиального угла (черная линия).

5. После этого приступают к моделировке линий дистальных углов (фото 7), снова двигаясь от области центральных резцов до клыков. Данные ориентиры должны максимально совпадать у зубов с правой и левой стороны. Конечно же, ширина симметричного зуба может отличаться, но оптически их можно модифицировать для того, чтобы линии дистальных углов максимально совпадали.

Фото 7. Линия дистального угла смещается от резцов до клыков.

6. Высота пришеечного контура, нарисованная белой линией (фото 8 – 9), должна максимально повторять контур мягких тканей (розовый). Поэтому при моделировании данного параметра нужно использовать дубликат позиции мягких тканей. Верхушка цементно-эмалевого соединения центрального резца находиться в области дистальной трети, а бокового резца и клыка – в области середины зуба (фото 6).

Фото 8. Высота пришеечного контура (белая линия) повторяет контур мягких тканей.

Фото 9. Высота пришеечного контура (белая линия) повторяет контур мягких тканей.

7. Последним шагом в моделировании является корректировка губной составляющей режущего края. Форма данного образования (фото 10) может сильно варьировать, поскольку не взаимодействует с режущими краями нижних резцов во время жевания.

Фото 10. Форма лабиального края.

Как правило, губные края центральных резцов и клыков повторяют горизонтальную линию, но в ходе моделирования автор использует Kois Waxing Guide (Panadent) (фото 11), для того чтобы убедится, что резцы и клыки точно находятся в одной горизонтальной плоскости.

Фото 11. Kois Waxing Guide используется для проверки горизонтальной плоскости резцов и клыков.

Если очертить основные формы моделирования без зубов, то все становится простым и понятным (фото 12). Важно правильно заполнить эти линии в ходе реставрации и правильно соединить соответствующие точки. После грубого моделирования техник приступает к восстановлению индивидуальных параметров. При вестибулярном виде зубов дистальная сторона клыков выпадает из поля зрения или прослеживается очень слабо (фото 13), поэтому визуальная форма зубной дуги может быть расширена за счет лучшей визуализации дистальной стороны третьих зубов.

Фото 12. Вид базовых линий без зубов.

Фото 13. При вестибулярном виде дистальная часть клыков видна слабо.

Выводы

Воссоздание эстетических контуров передних зубов требует значительного опыта, знаний и навыков. В ходе данного процесса все составляющие аспекты являются важными: морфология зубов, эстетика лица, контур мягких тканей, а также параметры окклюзии. В ходе моделирования важно не зациклиться на какой-то конкретной форме или зубе, но учитывать всю концепцию зубного ряда на основе базового оптимального алгоритма. В дальнейшем же элементы моделировки можно индивидуализировать, значительно экономя время на процессе восстановления необходимых дентальных характеристик.

Нумерация зубов в стоматологии по разным схемам: от универсальной до системы Виола

Тридцать два постоянных и двадцать молочных зубов вполне могли бы внести путаницу в процесс стоматологического осмотра, если бы не разработанная специалистами система нумерации и ее многочисленные версии. Наведя порядок, врачи значительно упростили себе работу. Известное всем обозначение зубов сокращает время диагностики, позволяет максимально точно сохранять и передавать информацию о пациенте.

Названия

Существует несколько способов, по которым сегодня производится классификация. Это может быть цифровая или буквенно-цифровая система, но каждый зуб имеет свое название, принятое в классической стоматологии, свой порядковый номер.

Номера и названия постоянных зубов

Строение верхней и нижней челюсти, зубы и порядок их расположения подчинены симметрии. Поэтому правильная стратегия – начинать счет от срединной линии, делящей небо на две части. В таком случае последовательность названий будет выглядеть так:

  1. Центральный резец.
  2. Боковой резец.
  3. Клык.
  4. Первый премоляр.
  5. Второй премоляр.
  6. Первый моляр.
  7. Второй моляр.
  8. Третий моляр (он же «зуб мудрости» или «восьмерка»).

Названия и нумерацию зубов в стоматологии демонстрирует схема:

Глядя на нее, несложно посчитать, под каким номером находится та или иная позиция: под первым номером расположены передние зубы, называемые центральный резец, шестерка — первый маляр. И так далее. Владея это системой, врач может правильно назвать «адрес» проблемы и корректно зафиксировать его в медицинских документах.

Молочные зубы: названия и номера

У детей схема расположения зубов идентична взрослой. Но названия совпадают лишь у первых трех. Это центральный резец – номер 1 в списке названий, боковой резец под номером 2 и клык, обозначенный цифрой 3. Под номером 4 скрывается первый моляр, 5 зуб обозначается как второй моляр.

Как правильно называются зубки малыша, показано на картинке:

Нумеруют их так же, ведя отсчет от условного центра неба. Стоит отметить, что у детей нет позиций, обозначенных как премоляры. Их можно найти только на схеме зубов взрослого человека, так как появляются премоляры ближе к подростковому возрасту. В молочном прикусе они отсутствуют.

Схемы нумерации

Существует несколько взглядов на то, как считать зубы в стоматологии. Проблемой занимались доктора разных стран и эпох, результатом их работы стало пять основных схем. Одни из них распространены больше и могут «похвастаться» международным признанием, другие меньше и хорошо известны лишь на родине своих создателей, но все имеют место быть.

Читать еще:  Можно ли лимонной кислотой чистить зубы?

Универсальная система

По этой схеме считаются только зубы: зубные ряды не делятся на верхний и нижний. Счет начинается от зуба мудрости с правого квадранта верхней челюсти, затем переходит на нижнюю по часовой стрелке. Двух одинаковых значений здесь быть не может.

Универсальная система нумерации зубов на фото:

  • 6 зуб или «шестерка» — клык правого сегмента верхней челюсти;
  • 11 зуб — клык левой верхней части;
  • 16 зуб — третий моляр левой части верхней челюсти;
  • 18 зуб — нижний левый моляр;
  • 26 зуб — нижний правый боковой резец.

Определять зубы человека по номерам универсальной системы достаточно удобно. То, как нумеруются зубы, исключает ошибки дантиста при выборе наименования, при заполнении стоматологических карт.

Система Виола

Эта система зародилась в 1971 году. Благодаря простоте и лаконичности наименований, она быстро распространилась по Европе, была принята FDI и получила статус международной. Ее суть состоит в делении челюсти на сегменты и присвоении им отдельных номеров:

  1. Правая часть верхней челюсти.
  2. Левая часть верхней челюсти.
  3. Левая часть нижней челюсти.
  4. Правая часть нижней челюсти.

Таким образом, за каждым сегментом во рту закреплена цифра: правый нижний сегмент — цифра 4, левый верхний — цифра 2. Зубам тоже присвоено цифровое обозначение — отсчет начинают от условной линии середины: от центрального резца к молярам.

Для указания «адреса» берется обозначение сегмента, а затем к нему добавляется порядковый номер зуба. Так, клык на верхней челюсти с правой стороны можно обозначать цифрой 13, а второй моляр в нижнем левом ряду — цифрой 35. 12 зуб (под номером двенадцать) представляет собой не что иное, как правый верхний боковой резец.

И еще несколько примеров:

  • 21 зуб — левый верхний центральный резец;
  • 24 зуб — левый верхний первый премоляр;
  • 28 зуб находится в левой части верхней челюсти;
  • 38 зуб расположен в левой части нижней челюстей. Вместе с предыдущим он образует коренные зубы мудрости;
  • 37 зуб — нижний левый второй моляр;
  • 46 зуб — правый нижний первый моляр;
  • 47 зуб — второй моляр правого сегмента нижней челюсти;
  • 48 зуб — правый нижний третий моляр.

В мире стоматологии система Виола зарекомендовала себя, как одна из наиболее удобных, понятных и логичных. Она не дает сбоев, к ней легко привыкнуть. Поэтому Виола применяется в большинстве развитых стран.

Виола для детских зубов

Во избежание путаницы сегменты челюстей в случае с молочным прикусом пронумерованы цифрами 5–8 по тому же принципу: по часовой стрелке, начиная с верхнего правого сегмента. Зубы имеют цифры от 1 до 5. Это видно на картинке:

В детской версии Виола тоже имеет двузначные числа и столь же популярна среди стоматологов.

Система Хадерупа

Считать зубы по номерам принято и в системе Хадерупа. В ней участвуют арабские цифры от 1 до 8, а также знаки «плюс» и «минус». Весь верхний ряд обозначается знаком «+». Для записи нижнего ряда используют «-». Если речь идет о правой части полости рта, цифра ставится справа от знака. Если о левой — слева. Классификация у ребенка производится точно так же, только перед цифрой обязательно ставится «0» – в системе Хадерупа этот знак обозначает временные зубы.

Нумерация зубного ряда по Хадерупу:

Как видно на фото, обозначения легко перепутать. Малейшая невнимательность, и врач правильно не определит место, где расположен интересующий объект. Стоматологи находят такой метод неудобным, ненадежным, не исключающим ошибки.

Система Зигмонди-Палмера

Нумерация зубов человека по этой системе производилась еще в конце девятнадцатого века. Придумал ее венгерский врач-стоматолог Адольф Зигмонди. По его замыслу, квадранты ротовой полости помечались соответствующими уголками, а цифрами обозначалось расположение зубов по номерам. Для взрослого человека стоматологи использовали арабские цифры, для ребенка — римские.

Позже практика выявила несовершенство метода, влияние человеческого фактора на корректность его использования. Из-за путаницы арабских и римских символов случались разночтения, ошибки в передаче данных. В стоматологии это недопустимо, особенно когда предстоит удаление, сложная хирургическая операция.

Решение проблемы предложил Коридон Палмер. Он заменил римские цифры на латинские буквы. С тех пор схема зубов с номерами у взрослых и детей по Палмеру выглядит так:

Сегодня эта схема чаще применяется врачами-ортодонтами. У терапевтов больше прижились Виола и универсальная система.

Американская система

В Америке номера зубов в стоматологии считаются по буквенно-цифровой схеме. Заглавные буквы отведены для постоянного прикуса, прописные — для молочного:

  • I или i – это резцы;
  • C (c) – клыки;
  • М (m) — моляры;
  • P – отсутствующие у малышей премоляры.

Положение определяется последовательностью из буквы и сопутствующей цифры. Но и здесь посчитать и правильно определить, как называется позиция, непросто. К примеру, по американской системе зубы мудрости справа и слева нумеруются одинаково — M3. Чтобы указать точное расположение во рту, необходимо не забыть дописать рядом название стороны.

Челюстная хирургия не терпит подобных неточностей, поэтому изыскания американской стоматологии не получили широкого признания в мире — система популярна лишь в Штатах.

Особые случаи

Нестандартное количество или аномальное расположение не редкость. В этом случае счет зубов ведется по принятой в клинике схеме: они нумеруются в том порядке, в котором должны присутствовать в норме. Но каждый дополнительный или отсутствующий описывается отдельно. В карте делается запись, указывающая, где находится аномалия.

Немного нарушается общепринятый порядок и при смене молочного прикуса на постоянный. Вновь появившиеся зубы нумеруют по «взрослой» системе, а «засидевшиеся» молочные — по детской. Так врачу несложно выяснить, где уже произошла замена, а где только предстоит. Подобный подход может спутать родителей малыша, особенно если применяются две разные системы. Но для медиков это проблемы не представляет.

Стоит отметить, что, если у взрослого человека не выросли «зубы мудрости», это не должно расцениваться как отклонение от нормы. И, хотя в карте врач при заполнении схемы нумерации может отметить их отсутствие, переживать из-за этого не стоит. В последние годы ученые пришли к выводу, что в процессе эволюции эти «признаки мудрости» стали лишними. Они не участвуют в пережевывании пищи, поэтому все чаще встречаются взрослые пациенты с отсутствующими или не до конца развившимися восьмерками.

Пересчитаем зубы? Раскрываем профессиональный шифр стоматологов

«Вам нужно срочно удалять 48-й зуб!» – такое заявление стоматолога может всерьез озадачить пациента, ведь еще из школьного курса биологии каждый знает, что зубов во рту всего тридцать два. Откуда же взялся этот таинственный 48-й, и что за странная нумерация зубов у стоматологов? Коварные врачи изобрели схему зубов человека с номерами, которая понятна только им, – и пациенты путаются в этих номерах, пытаясь понять, о чем вообще идет речь и откуда у них вдруг появились «лишние» зубные единицы.

На самом деле нумерация зубов в стоматологии схему имеет достаточно простую, четкую и доступную – она создавалась для того, чтобы облегчить «учет» зубных единиц у пациентов и привести его к каким-то единым стандартам. Ведь если каждый стоматолог начнет считать зубные единицы, как ему вздумается, ничего хорошего из этого точно не выйдет. Особенно если впоследствии пациент попадет на прием к другому врачу и тот просто не поймет, что за номера зубов указаны в медицинской карте и какое же лечение в итоге проводилось ранее.

Как считают зубы стоматологи: схема расположения и принципы нумерации

Каждая зубная единица имеет собственные функции, в зависимости от строения и расположения на челюсти. Так, резцы предназначены для откусывания кусочков пищи, клыки помогают удерживать твердую пищу и «отрывать» неподатливые кусочки, премоляры нужны для первичной обработки, а плотные «толстенькие» моляры предназначены для тщательного жевания и перетирания еды. Порядок зубов во рту, соответственно, будет таким: на каждой челюсти четыре резца, два клыка, четыре премоляра (по два с каждой стороны) и шесть моляров (по три с каждой стороны).

Читать еще:  Вздулась десна около зуба не болит

Номера зубов в стоматологии присваиваются в соответствии с их расположением на челюсти и функциями. Так как резцы с молярами располагаются симметрично справа и слева, отсчет начинают от середины ряда, то есть от центральных резцов и дальше вправо и влево. Если разделить этот ряд на две половины и начать отсчет на одной из них, мы получаем: два резца (зубы под номерами 1 и 2), клык (3-й номер), два премоляра (4-й и 5-й), три моляра (6-й, 7-й и 8-й, причем последний – это зуб мудрости). Именно такие названия и номера зубов повсеместно приняты в стоматологии.

Если у вас возникла проблема, похожая на описанную в данной статье, обязательно обратитесь к нашим специалистам. Не ставьте диагноз самостоятельно!

Почему стоит позвонить нам сейчас:

  • Ответим на все ваши вопросы за 3 минуты
  • Бесплатная консультация
  • Средний стаж работы врачей – 12 лет
  • Удобство расположения клиник

Но если сказать просто «шестой зуб», то как понять, верхний он или нижний, и на какой стороне челюсти – левой или правой – располагается? Для устранения путаницы в этом вопросе принято обозначать зубы человека по номерам с указанием сегмента челюсти, на котором они расположены. Сегменты считают так: правый верхний является первым и обозначается десяткой перед номером конкретного зуба (например, 11-й – это центральный правый верхний резец, 16-й – правый верхний моляр, следующий сразу за премолярами, и т.д.), левый верхний – двадцаткой. Соответственно, левый нижний обозначается тридцаткой, а правый нижний – числом 40. То есть сегменты челюстей нумеруются по часовой стрелке, так намного легче запомнить порядок и при случае посчитать.

Таким образом, пресловутый 48-й номер указывает на расположение зубов мудрости в нижнем правом сегменте челюсти. И настаивая на удалении 48-й зубной единицы, стоматолог просто обозначает, какой номер имеет зуб мудрости внизу справа, а не сообщает пациенту о сверхкомплектных зубах, которые взялись во рту неизвестно откуда.

Как выглядит схема зубов у ребенка с номерами каждой единицы?

Схема молочных зубов у детей отличается от схемы с номерами у взрослых. Врачи специально обозначают молочные зубки другими цифрами, чтобы не путаться самим и не путать пациентов: ведь ребенок, который лечил в детстве молочный прикус, вскоре вырастет и станет ходить к стоматологу для лечения уже постоянных зубных единиц. И если в обоих случаях применять одинаковую нумерацию, то в истории лечения будет невероятная путаница – а ведь такая история в стоматологической карте зачастую крайне важна для дальнейшего грамотного и эффективного устранения проблем зубочелюстной системы.

Поэтому молочные зубы у детей порядок нумерации имеют такой: порядковый номер остается таким же, как и у взрослых (1-й, 2-й – резцы, 3-й – клык, и т.д.), а вот сегменты челюстей обозначаются числами 50 и 60 для правого и левого верхних сегментов и числами 70 и 80 для левого и правого нижних соответственно. И когда стоматолог сообщает родителям, что у их ребенка кариес 82-го зуба, не нужно сразу представлять себе акуленка с несколькими рядами острых молочных зубок, речь идет всего лишь о втором нижнем правом резце. Постоянные зубы у детей по схеме подсчета ничем не отличаются от схемы коренных зубов взрослого человека.

Международная система Виола: удобная схема расположения зубов у человека по номерам

Описанный способ является очень удобным и наиболее распространенным в стоматологии. Он получил международное признание и является общепринятым в среде стоматологов с 1971 года, получив название двухцифровой системы Виола. Удобство такой системы заключается прежде всего в том, что нет необходимости в создании специальной карты зубов человека, нумерация легко высчитывается в уме и информацию о состоянии тех или иных зубных единиц пациента можно легко передать в устной беседе, по телефону или в электронном сообщении.

Однако многие люди, дочитав до этого места, могут сказать: но нам же считали зубы совсем по-другому, и в карте записаны совсем другие обозначения! Все верно, ведь кроме системы Виола существует еще несколько систем, которые могут применяться врачами-стоматологами.

Какие еще существуют варианты названия зубов у человека по номерам?

Среди стоматологов распространены еще три системы, которые могут использоваться для обозначения и записи зубных единиц:

  • Универсальная буквенно-цифровая система, разработанная Американской ассоциацией врачей-стоматологов.
  • Система Зигмонди-Палмера. Одна из старейших систем подсчета (была создана еще в 1876 году), ее достаточно часто применяют в своей практике челюстно-лицевые хирурги и стоматологи-ортодонты.
  • Система Хадерупа.

Все они по-своему удобны и просты в применении, причем во всех таких системах расположение зубов по номерам у взрослых и у детей обозначается по-разному.

Буквенно-цифровая система

В ней предусмотрено указание не только номера зубной единицы, но и ее функционального назначения. Так, резцы обозначены буквой I, клыки – буквой C, премоляры буквой P и моляры буквой M. Что касается цифр, то они обозначают порядковый номер конкретной функциональной единицы в сегменте (тогда как в других системах функции зубной единицы не учитываются, учитывается только ее положение в ряду). Например, если по системе Виола зуб мудрости имеет номер 8, то по буквенно-цифровой он же обозначается как М3, то есть третий моляр в сегменте. Дополнительно используются и цифровые обозначения сегментов, из-за чего порядковый номер становится двузначным. Тот же не раз упомянутый 48-й зуб при такой схеме будет обозначен как М43.

Для молочных зубок в записи используют строчные (маленькие) латинские буквы, а вместо цифр иногда указывают также буквенные значения от А до К, подсчитывая зубные единицы по часовой стрелке от правого верхнего резца.

Система Зигмонди-Палмера

В старых, а порой и в новых стоматологических амбулаторных картах можно увидеть специальную табличку для записи состояния зубных единиц, основанную на квадратно-цифровой системе Зигмонди-Палмера. Порядок роста зубов взрослого человека здесь обозначен привычными нам арабскими цифрами от 1 до 8, для детских – используют римские цифры от I до V. Номера челюстных сегментов здесь не указываются, данные просто заносятся в соответствующие части таблицы-схемы. Система достаточно удобная и наглядная, но в устной беседе может вызвать затруднения при указании конкретной зубной единицы.

Система Хадерупа

Эта система очень похожа на описанную выше квадратно-цифровую, только к номерам здесь добавляются знаки «+» и «–», обозначающие, соответственно, верхнюю и нижнюю челюсти. Как определить номер зуба по такой системе? Очень просто: например, верхний клык будет иметь обозначение 3+, нижний – 3-. Что касается указания сегментов, то в цифровом обозначении они отсутствуют, зато расположение наглядно видно в соответствующей табличке-схеме.

Для молочных к порядковому номеру прибавляют 0, то есть тот же верхний клык запишут как 03+.

Если у вас возникла проблема, похожая на описанную в данной статье, обязательно обратитесь к нашим специалистам. Не ставьте диагноз самостоятельно!

Почему стоит позвонить нам сейчас:

  • Ответим на все ваши вопросы за 3 минуты
  • Бесплатная консультация
  • Средний стаж работы врачей – 12 лет
  • Удобство расположения клиник

Как видим, ничего сверхсложного в профессиональных системах подсчета нет, любой пациент может быстро и легко разобраться, как узнать номер зуба по той или иной системе. Врач-стоматолог клиники «32 Дент» Чепиков Сергей Сергеевич советует всем неравнодушным к своему здоровью людям освоить эту нехитрую «стоматологическую грамоту». Ведь так и вопрос врачу задать будет проще, и обозначить имеющуюся проблему, и сразу понять, о чем вам рассказывает стоматолог.

Рейтинг: 4.5/546 голоса

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector