Положение языка во рту в спокойном состоянии

Неправильное глотание и привычка давления языком на зубы.

Глотание – важное звено в приеме пищи. Глотание представляет собой сумму двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок. Глотательный рефлекс относится к врожденным рефлексам. Центр глотания располагается в продолговатом мозге, на дне IV желудочка. Рядом с центром глотания находятся дыхательный центр и центр, регулирующий сердечную деятельность. Функция этих трех центров взаимосвязана, что выражается в незначительном учащении сердцебиения и торможении возбуждения дыхательного центра, приводящего к рефлекторной остановке дыхания во время глотания.

Процесс глотания осуществляется следующим образом. После того как пища разжевана и смочена слюной, язык, щеки и губы формируют ее в комок, который укладывается в желобок на спинке языка. В это время губы сомкнуты, нижняя челюсть приведена к верхней до контакта зубов в центральной окклюзии. В этом положении нижняя челюсть удерживается в течение всего процесса глотания. Таким образом, язык оказывается как бы в жесткой полости, способной служить опорой для толчка при перемещении комка в ротоглотку.

Переднее положение языка беззубого младенца может закрепиться и стать причиной неправильного глотания и после прорезывания зубов. Мышцы при этом не приводят нижнюю челюсть до контакта с верхней и кончик языка при глотании упирается в губы и щеки.

Следовательно, при неправильном глотании зубы не сомкнуты, губы и щеки контактируют с языком, в положении рта вместо отрицательного возникает положительное давление. Происходит компенсаторное, дополнительное сокращение мышц, участвующих в глотании, и вовлечение в этот процесс других мышц. Естественно, что все это отражается на формировании челюстей и других костей лицевого скелета.

Клиническим признаком давления языком на зубы считается наличие диастемы и трем, атрофия альвеолярного отростка.

Ротовое дыхание (Затрудненное носовое дыхание).

Известно, что в норме при привычной физической нагрузке вдыхаемый и выдыхаемый воздух проходит через полость носа.

Ротовое дыхание может быть обусловлено тремя причинами:

пониженной функцией мышц, замыкающих ротовую полость спереди и сзади, что позволяет струе воздуха проходить через имеющуюся щель (язык при этом располагается между зубами);

наличием препятствия в верхних дыхательных путях (аденоиды, воспаление слизистой оболочки, искривление носовой перегородки, полипы и др.);

привычкой дышать через рот, остающейся нередко после устранения механических препятствий.

Причиной возникновения аномалий могут быть аллергические реакции, появляющиеся в носоглотке.

У таких детей формируется дистальнаяокклюзия зубных рядов и вертикальная резцовая дизокклюзия.

Затрудненное носовое дыхание приводит к нарушению жизнедеятельности организма и рассматривается как причина расстройства умственного и физического развития.

Механизм возникновения аномалий у детей с нарушением носового дыхания изучала и М.М. Ванкевич, которая обнаружила, что при ротовом дыхании изменяется миодинамическое равновесие мышц-антагонистов и синергистов. Изменяется также положение языка, повышается активность жевательных и щечных мышц, что приводит к формированию вертикальной резцовой дизокклюзии.

Механизм развития зубочелюстных аномалий при ротовом дыхании объясняется по-разному. Наиболее существенно при этом следующее. Ротовое дыхание приводит к нарушению деятельности мимических мышц, круговой мышцы рта, языка.

При нормальном носовом дыхании во время покоя кончик языка прилегает к небной поверхности передних зубов верхней челюсти. При ротовом же дыхании он как бы распластывается на дне полости рта. Вследствие отставания нервно-мышечного развития органов полости рта развивается глоссоптоз. Верхняя зубная дуга под действием щечной и жевательной мускулатуры суживается с боков. Сниженный тонус круговой мышцы рта способствует выдвижению фронтального участка верхней зубной дуги вперед. Создавшееся отрицательное давление в полости носа способствует формированию высокого («готического») неба. Увеличение тонуса мышц, опускающих нижнюю челюсть (они же смещают ее назад), вытягивание вперед слегка приподнятой головы, глоссоптоз способствуют смещению нижней челюсти назад. В силу названных причин у детей с ротовым дыханием чаще всего развивается дистальный прикус (дистальная окклюзия) с глубоким резцовым перекрытием. Если язык прокладывается между зубными рядами, развивается, как правило, открытый прикус.

Исходя из вышеизложенного, нормализация носового дыхания является задачей первостепенной важности. Ее необходимо решать вместе с оториноларингологами.

10. Основные методы обследования в ортодонтии. Принципы формулирования ортодонтического диагноза.

1.Сбор анамнеза у ребенка

2.Сбор анамнеза у родителей

б.лицо в фас и профиль

5.Осмотр преддверия рта

6.Исследование собственно полости рта

язык, твердое и мягкое небо, зубы и характер их смыкания.

Диагноз – это краткое врачебное заключение о сущности заболевания и состояния больного, выраженное в терминах современной медицинской науки (Апанасенко Г. Л., Попова Л. А., 2000).

Различают два вида диагноза: предварительный и окончательный (заключительный). Предварительный диагноз ставится на основе данных, полученных при субъективном и объективном обследовании, т. е. у кресла больного. Окончательный диагноз формулируется после проведения дополнительных исследований.

Рассмотрим структуру предварительного диагноза.

В клинике ортодонтии принято формулировать описательный диагноз, состоящий из основного и сопутствующего. В основном диагнозе должны найти отражение следующие моменты:

– основная аномалия (основной считается аномалия прикуса; если у пациента имеется сочетание аномалий прикуса в нескольких плоскостях, основной является аномалия в сагиттальной плоскости – дистальная и мезиальная окклюзии) и патогенетически связанные с ней осложнения;

– аномалии зубных рядов и отдельных зубов;

– аномалии мягких тканей преддверия рта, уздечек губ, языка;

– дефекты коронок зубов и зубных рядов;

– стоматологические заболевания, не относящиеся к сфере деятельности врача-ортодонта (кариес, гингивит и т. д.).

При формулировке диагноза необходимо применять термины в соответствии с классификацией, принятой в данной клинике или на кафедре.

Читать еще:  При анестезии зуба попали в нерв последствия

Окончательный диагноз по своей структуре не отличается от предварительного и должен состоять из двух частей – основного и сопутствующего диагноза. Вместе с тем он должен включать формулировки, уточняющие этиологию аномалии, ее патогенез (например, неправильное положение челюсти относительно основания черепа, макро– или микрогнатия, нарушение развития альвеолярных отростков и т. д.), клиническую форму аномалии, степень сужения зубных рядов и недостаточности апикального базиса. Таким образом, отличие окончательного диагноза от предварительного заключается в том, что он составляется с соблюдением трех основных принципов: 1) нозологического (указание вида аномалии в соответствии с принятой классификацией); 2) этиологического (указание причины) и 3) патогенетического (указание характера и локализации имеющихся нарушений в развитии).
11. Биометрические методы измерения диагностических моделей челюстей (методы Тона, Коркхауза, Пона).

Метод Пона

Метод позволяет определить индивидуальную норму ширины зубных дуг. Pont установил зависимость между суммой ширины коронок верхних четырех резцов и шириной зубных дуг в области премоляров и моляров.

1. На 4 ! 4– середина межбугровой фиссуры.

На 6 ! 6– пересечение продольной и первой поперечной фиссур.

3. На нижних 4 ! 4 – контактная точка между 5 4 ! 4 5

4. На нижних 6 ! 6 – вершина дистального щечного бугра для 4-х бугровых моляров и вершина среднего бугра для 5-ти бугровых моляров.

Для расчета применяют формулу:

Премолярный индекс: сумма ширины верхних 4-х резцов x 100%= Расстояние между 4¦4

Молярный индекс: сумма ширины верхних 4-х резцов x 100%= Расстояние между 6¦6

Соответственно из этой формулы можно вычислить индивидуальную норму ширины зубных дуг, которую сравнивают с шириной, измеренной на моделях по таблицам находят среднестатистические данные и выясняют на какую величину сужен или расширен зубной ряд соответствующей челюсти.

Linder и Harth проверили метод Pont и внесли поправки: премолярный индекс – 85, молярный индекс – 65.

В норме ширина зубных дуг на нижней и верхней челюсти равны.

Метод Коркхауза

Коркхауз установил, что между суммой ширины постоянных верхних резцов и длиной переднего отрезка зубной дуги имеется зависимость, которая представлена в табл. 4.

Длину переднего отрезка верхней зубной дуги измеряют от контактной точки между центральными резцами до точки, расположенной на пересечении средней линии с линией, проведенной через передние измерительные точки по Пону, т. е. на премолярах.

Алгоритм измерения модели верхней челюсти по методу Коркхауза:

1. Определить сумму ширины четырех резцов.

2. Определить длину переднего отрезка зубной дуги. Для этого на модели соединить точки Пона на премолярах, положив на них линейку. Опустить перпендикуляр от контактной точки между резцами на линию, соединяющую точки на премолярах, и с помощью штангенциркуля измерить это расстояние.

Зависимость суммы четырех резцов и длины переднего отрезка верхнего зубного ряда по Коркхаузу

3. Сравнить фактическую величину переднего отрезка зубной дуги с искомой

Индекс Тона

При помощи специального штангенциркуля измеряли мезиодистальные размеры коронковых частей зубов. Измерения проводили в области экватора. У всех пациентов определялся индекс Тонна, который отображает взаимоотношение размеров зубов верхней и нижней челюсти:

Сумма ширины 4-х верхних резцов

Сумма ширины 4-х нижних резцов

Если величина соотношения больше 1,45 – значит у пациента индивидуальная макродентия верхних зубов, что может являться причиной ретенции зубов. Величина соотношения меньше 1,25 говорит об индивидуальной макродентии нижних зубов.

12. Рентгенологические методы обследования в ортодонтии.

Рентгенографический метод в ортодонтии используется в целях диагностики и дифференциальной диагностики ЗЧА, определения плана и прогноза лечения, изучения динамики лечебного процесса и проведения научных исследований. Врач ортодонт современной практики располагает следующими методиками лучевой диагностики:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9890 – | 7719 – или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Инфантильный тип глотания – правила исправления с комплексом артикуляционной гимнастики

Статья логопеда-психолога «Диал-Дент» Т.Б. Цукор

«Жуй-жуй! Глотай!» — знакомый всем лейтмотив одной из серий киножурнала «Ералаш». А я вам расскажу о том, как глотать правильно, и что нужно делать, если этот процесс нарушен. Многие удивятся: разве можно глотать неправильно? Ведь, как считает большинство, глотание относится к рефлекторным реакциям организма, таким как дыхание, слюноотделение, отдёргивание руки от горячей поверхности и т.д. Тем не менее, можно глотать неправильно! Называется это явление — инфантильный тип глотания.

Что такое инфантильный тип глотания?

Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания. Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление, и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. Такой тип глотания называется инфантильным. До прорезывания первых зубов инфантильный тип глотания является физиологической нормой. Но по мере появления зубов сосание заменяется жеванием, а инфантильный тип глотания перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Внешне инфантильный тип глотания у детей (не младенцев) и взрослых вполне различим: при неправильном глотании язык прокладывается между верхними и нижними зубами и в боковых пространствах между зубами. Есть ещё вариант: язык во время неправильного глотания не прокладывается между зубами, а упирается в нижние резцы. Причины инфантильного типа глотания разные: длительное сосание соски, искусственное вскармливание, короткая уздечка языка, сосание пальца на протяжении длительного времени, преобладание в рационе ребенка жидкой пюреобразной пищи, ротовое дыхание, в общем, все то, что способно удерживать язык длительное время на дне полости рта.

Читать еще:  Нарыв на щеке внутри чем лечить

Нужно ли исправлять неправильное глотание?

Конечно! Неправильное положение языка создаёт неблагоприятную ортодонтическую ситуацию во рту: дистальный прикус, передний и боковой открытый прикусы, недоразвитие верхней челюсти и опережающее развитие нижней, сужение твёрдого неба, поскольку язык перестаёт выполнять поддерживающую функцию. Оговорюсь, что необязательно основной причиной неправильного прикуса может быть язык. Есть и наследственные факторы! Но, если ортодонт сталкивается с инфантильным типом глотания, то целесообразно отправить такого пациента к логопеду, чтобы проверить рабочие параметры языка. Зачем это нужно, если неправильное положение стало привычным? Дело в том, что язык, как мощный мышечный орган, способен «испортить» работу ортодонта. Произойдет это не сразу. Пройдёт 1-2, возможно, 3 года, и созданный такими большими усилиями новый прикус начнет «расползаться». А причиной может стать неправильная работа языка. Специалисты ортодонтического отделения Семейного стоматологического центра “Диал-Дент” давно работают в тесном сотрудничестве с логопедом и получают стабильные результаты лечения.

При неправильном глотании также страдает процесс жевания. Пациент может испытывать боли в ВНЧС, шейном отделе, затылочной, височной и лобной областях головы.

Как исправить инфантильный тип глотания?

Новый способ глотания, его еще называют соматический, поможет создать логопед, который назначит специальный комплекс артикуляционной гимнастики и тренировочных упражнений. Комплекс подбирается индивидуально, но есть и общие для всех упражнения (их список смотрите ниже).

Выполнять упражнения можно и нужно до, во время и после ортодонтического лечения. Лучше всего начинать до установки ортодонтической аппаратуры. Если случай несложный, то упражнения выполняются в течение 10-15 минут ежедневно на протяжении 1,5-2 месяцев. На плановых занятиях логопед корректирует технику выполнения упражнений, вводит в комплекс дополнительные упражнения для закрепления нужных навыков, проводит массаж языка.

Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания

Все упражнения выполняются перед зеркалом, голову нужно держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь расправить, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 15 до 30 раз ежедневно.

1. Вкусное варенье

Приоткройте рот. Двигайте языком по верхней губе в направлении сверху-вниз, как бы слизывая варенье.

Попытайтесь достать кончиком языка до носа, затем до подбородка.

Широко откройте рот. Кончиком языка погладьте нёбо от зубов к глотке. Нижняя челюсть не должна двигаться.

4. Чистим верхние зубы

Улыбнитесь, откройте рот. Кончиком языка «почистите» верхние зубы с внутренней стороны, двигая плотно прижатым к зубам языком: вправо-влево, затем, повторите, но с внешней поверхностью зубов.

5. Посчитай верхние зубы

Улыбнитесь, приоткройте рот. Кончиком языка упирайтесь по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Сделайте 4 прохода.

Улыбнитесь, откройте рот. Пощёлкайте кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следите, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

7. Зеваем, жуём, глотаем

Запрокинув голову имитировать жевательные, глотательные, зевательные движения. Язык находится за верхними зубами.

Закройте рот, упирайте кончик языка с напряжением то в одну, то в другую щёку так, чтобы за щекой «надувались мячики».

Расположите карандаш вдоль передних зубов, удерживая его сжатыми зубами. Кончик языка перемещайте то выше, то ниже карандаша.

Рисуйте на твёрдом нёбе кончиком языка «восьмерки» 15-30 раз.

Рисуйте кончиком языка на твёрдом нёбе цифры 1, 2, 3, не отрывая кончика языка, пока не «напишете» все три цифры. 15-25 повторов.

12. Учимся глотать

Поднимите язык кверху и прижмите его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сожмите, губы сомкните (исходное положение). Попробуйте проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй — 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз, затем — 3 раза в день по 10-12 раз.

Для окончательной автоматизации процесса правильного глотания применяем то же исходное положение. Только теперь удерживаем язык в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

ВАЖНО! Следите за осанкой во время выполнения всех упражнений.

Получить полноценную консультацию по типу глотания можно только очно, посетив логопеда!

Записаться на консультацию к логопеду Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» Татьяне Борисовне Цукор можно по телефону клиники +7-499-110-18-01 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в Facebook .

О стоматологии и не только.

Блог ортодонта о диагностике и лечении зубочелюстных аномалий, нюансах лечения брекетами. Материалы взяты из практики ортодонта, частной стоматологии Харьков, Украина. Взгляд автора блога не является истинной в последней инстанции. Материалы блога освещают отдельные темы, но не дают ответ на все вопросы, возникающие в работе стоматолога. Помните, только врач обладает полной информацией о здоровье пациента. Только врач, несущий ответственность за лечение принимает единственно верное решение

Страницы

четверг, 7 июня 2012 г.

Причины, приводящие к неровным зубам. (Часть вторая) Парафункции языка и губ.

Это продолжение статьи “Причины приводящие к неровным зубам.”
Смотри : ( Часть первая) “Лечение брекетами без удаления зубов”.

Читать еще:  Проводниковая анестезия при беременности

Какие факторы, из приводящих к неровным зубам, являются самыми актуальными и опасными? Чего стоит остерегаться больше всего при лечении ортодонтических пациентов?

Зубы человека прорезываются и устанавливаются в определенном положении очень медленно и постепенно, в ходе непрерывного роста челюстных костей. Чтобы в результате этого процесса образовалось два ровных зубных ряда (верхний и нижний), которые бы верно соотносились между собой, необходимо, чтобы в полости рта человека существовало миодинамическое равновесие.

Что такое миодинамическое равновесие?

Вот так устроена полость рта человека.

Таково строение полости рта человека.
Основные действующие элементы – зубы, губы и язык.

Если же НИЖНЯЯ ГУБА станет давить чрезмерно сильно, то НИЖНИЕ зубы человека в переднем участке станут отклоняться в сторону языка.

Это очень примитивные описания возможных проблем вызванных чрезмерной активностью губ или языка. Но они описывают как неправильная работа языка и губ приводят к неровным зубам. Под кривыми зубами следует понимать все разновидности ортодонтической патологии: аномалии положения зубов, то что пациенты называют кривыми зубами, также деформации зубного ряда и аномалии прикуса. Иногда в акте глотания или речеобразования язык совершает очень сложные движения. Давление языка в этот момент и будет определять характер нарушения прикуса.

Когда начинает формироваться проблема неверной функции языка и губ?

Грудные дети для осуществления сосательных движений активно охватывают губами сосок материнской груди. В этот период у ребенка еще нет зубов и язык, занимая их место, прижимается к губам. Для грудных детей это норма. Такой тип глотания, при котором язык и губы активны и сильно напряжены, называется инфантильным – детским.

Но если губы и язык сохраняют такой стереотип движений после полутора лет, то это не нормально. Если инфантильный тип глотания сохраняется и в более старшем возрасте, то это серьезная проблема.
Челюстные кости в продолжение всего периода роста ребенка очень пластичны. И если изо дня в день язык и губы будут продолжать совершать движения по типу инфантильного глотания, осуществляя давление на зубы и альвеолярные отростки, то у ребенка сформируется патологический прикус.

Надо понимать, насколько это важный фактор. Ведь человек совершает глотательные движения не только во время еды. Каждый человек глотает слюну не реже, чем 1 раз в минуту. А, как известно, «вода точит камень».

Приведем клинический пример патологического (неверного ) глотания, по типу инфантильного.

На фото видно, что 12 летний мальчик в процессе совершения глотательного движения напрягает мышцы лица. Давление губ так велико, что на коже образуются вдавления в виде складок и ямок.
В то же время, язык мальчика занимает положение между зубами, осуществляя давление на зубы изнутри.
Сложная комбинация патологического давления губ и языка приводит к формированию сложной ортодонтической патологии.

Сохранения инфантильного типа глотания – причина кривых зубов

Но возможны аномальные движения (парафункция) как следствия инфантильного типа глотания и тогда они отличаются большим разнообразием.

Любые движения языка и губ, являющиеся нецелезообразными называются парафункцией и они могут оказаться вредными для зубочелюстной системы.

Проявления аномальных движений языка в случае инфантильного глотания могут быть разными иногда очень причудливыми. Вот некоторые из вариантов.

Врач к.м.н. Андрей Беловешкин

Школа ресурсов здоровья: курсы, консультации, исследования.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Важность жевания для красивого лица.

Про прикус больше информации здесь. Прикус и привлекательность.

Формирование лица у детей.

Орофациальные миофункциональные нарушения.

Вредные оральные привычки.

Не все так плохо.

Ротовое дыхание.

Проблемы с носовым дыханием возникают по причине увеличенных миндалин или аденоидов, искривления носовой перегородки, гипертрофированных носовых раковин и аллергии или анатомических дефектов носовой полости или глотки; вредных привычек, например, сосания большого пальца или других пальцев, языка, губ, закусывания щек, кусания ногтей, скрежетания зубами или стискивания зубов; слабости соединительных тканей и гипотонуса мускулатуры челюстно-лицевой области; структурных или физиологических деформаций, укороченной уздечки языка и ряда других причин.

Ротовое дыхание может возникать и при ослабленной лицевой мускулатуре, чаще всего – ослабленной круговой мышцей рта. У таких детей рот в покое постоянно полуоткрыт, что провоцирует возникновение привычного ротового дыхания, недоразвитие нижней челюсти и, как следствие, различные аномалии прикуса, характерные скученностью зубов.

Привычки, связанные с языком.

Ротовое дыхание.

При ротовом дыхании у ребенка происходит сужение носовых ходов и недоразвитие гайморовых пазух, которое замедляет рост костных структур верхней челюсти. В результате возникает сужение верхнего зубного ряда и скученность верхних зубов во фронтальном отделе. Чем более сужена верхняя челюсть, тем выше у ребёнка купол неба, а это, в свою очередь влияет на конфигурацию носовой мембраны, которая в результате постоянного ротового дыхания у ребёнка нередко нарушается, вплоть до закрытия. Это ухудшает ситуацию.

Инфантильное глотание.

В норме язык, упираясь при глотании в переднюю треть твёрдого нёба, естественно формирует и поддерживает правильную форму зубных рядов. У детей же с инфантильным типом глотания язык в покое и при глотании располагается между верхним и нижним зубными рядами, и поэтому в процесс глотания заметно вовлекаются мышцы щёк и круговая мышца рта, что создаёт избыточное внешнее давление на зубные ряды при каждом глотательном движении.

В результате преобладания внешнего давления периоральной мускулатуры над давлением языка изнутри возникают деформации зубных рядов, ведущие к нарушению артикуляции и неправильному произношению звуков – упираясь в верхние резцы, язык толкает их наружу, формируя открытый прикус.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector