Миогимнастика для детей при открытом прикусе

Миогимнастика

Одним из методов профилактики и лечения нарушений в развитии зубочелюстной системы является миогимнастика.

Миогимнастика в ортодонтии получила широкое применение не только, как самостоятельный процесс, но и в комплексе с другими методами лечения зубочелюстных аномалий.

В детской стоматологической практике миогимнастику применяют для коррекции дефектов прикуса.

Что такое миогимнастика

Миогоимнастика в ортодонтии – это эффективный метод профилактики и коррекции зубочелюстных аномалий с помощью лечебной физкультуры.

Специалисты разработали комплекс упражнений, которые восстанавливают функции мышц полости рта, окружающих зубные ряды.

Перед проведением лечения оценивается функциональное состояние зубочелюстной системы пациента. Одним из методов оценки является жевательная проба по И. С. Рубинову.

Принцип лечения с помощью миогимнастики заключается в тренировке мышц, в результате которой происходит их нормальное функционирование.

Лечебная гимнастика может применяться, как:

  • Самостоятельное лечение.
  • Перед началом ортодонтического лечения.
  • В комплексе с ортодонтическим лечением нарушений прикуса.
  • После лечения с целью закрепления результата и предупреждения рецидива заболевания.

Применять упражнения без рекомендации специалиста ортодонта бессмысленно, так как при различных причинах развития аномалий применяются разные комплексы упражнений.

И только врач может назначить наиболее эффективный комплекс миогимнастики для устранения дефекта.

Эффективность

Эффективность миогимнастики зависит от степени выраженности аномалии, а также от качества и регулярности выполнения пациентом упражнений.

С помощью упражнений можно получить хороший результат у детей с молочным прикусом (в возрасте от 4 до 7 лет), когда они понимают, что от них требуется.

Как самостоятельное лечение, миогимнастика дает положительные результаты при аномальных изменениях верхних резцов.

Правила проведения

К проведению упражнений предъявляются следующие требования:

  • Мышцы должны сокращаться с максимальной амплитудой.
  • Необходимо следить за тем. Чтобы интенсивность сокращения мышц была в физиологических пределах.
  • Постепенное увеличение скорости и продолжительности сокращений.
  • Между последовательными сокращениями необходимо делать паузу, равную продолжительности самого сокращения.
  • При каждом упражнении сокращения мышц необходимо повторить несколько раз, пока не появится легкая усталость.
  • Наиболее эффективна миогимнастика для детей в возрасте от четырех до семи лет.

Миогимнастические упражнения проводятся со специальными аппаратами или без них.

Видео: «Как исправить прикус и сделать зубы ровными»

Комплекс упражнений

Существует много методик и упражнений, которые могут применяться для устранения дефектов.

Миогимнастика при глубоком прикусе

  • Выполняется в положении стоя. Необходимо занести в направлении назад руки, а подбородок вверх. Находясь в таком положении постараться максимально выдвинуть нижнюю челюсть вперед, а затем вернуться в исходное положение. Упражнение необходимо повторять от 10 до 15 раз три раза в день.
  • Через месяц упражнение немного видоизменяют: делают все точно также с той лишь разницей, что при выдвигании нижней челюсти, нижние передние зубы должны установиться впереди верхних.
  • Упражнение по Рубинову И. С., которое сводится к выполнению дозированных упражнений, длительностью от 3 до 5 минут, как открывание и закрывание рта без выдвижения нижней челюсти. Частота проведения упражнения до пяти раз в сутки.

Упражнения при открытом прикусе

Используются приемы, способствующие тренировке мышц, поднимающих нижнюю челюсть:

Фото: Открытый прикус

  • Производить сжимание и разжимание зубов. Контроль силы мышечного сокращения осуществляется с помощью пальцев, прижатых к щекам у коренных зубов (в области жевательных мышц). Упражнение выполнять до тех пор, пока не появится ощущение усталости жевательной мышцы
  • Упражнение выполняется точно так же, как и предыдущее, но с сопротивлением. Указательным и средним пальцами правой руки, расположенными на нижних передних зубах, препятствовать поднятию нижней челюсти.
  • На деревянный карандаш или палочку надеть резиновую трубочку и прикусывать передними зубами.

Гимнастика при недоразвитии круговой мышцы рта

Тренировка круговой мышцы имеет важное значение при наличии ротового дыхания и межгубном зиянии.

Упражнения способствуют удлинению верхней губы и развитию нормальных контуров ротового отверстия.

В результате успешной тренировки мышцы отсутствует опасность рецидива наклона верхних резцов.

Упражнения, направленные на восстановление функциональности круговой мышцы рта и коррекцию смыкания губ:

Фото: Упражнение для тренировки круговой мышцы рта

  • Необходимо вытягивать губы, подобно тому, когда человек пытается задуть свечу, а затем растянуть их в широкой улыбке. После этого губы надо вытянуть вперед, пытаясь при этом что-нибудь говорить. Губы в таком положении удержать секунд на тридцать.
  • Сильно сжав губы, носом набрать воздух и раздуть щеки. Затем кулаками на них надавить, чтобы вышел воздух. При этом губы разжимать не надо.
  • Плотно сжав губы, набрать воздух под нижнюю губу, а затем под верхнюю (рекомендуется при протрузии резцов).
  • Между губами проложить полоску плотного картона, и плотно сжав, удерживать ее в течение 30-50 минут. В начале занятий удерживать губами картон, начиная с минуты и постепенно доводя до пятидесяти минут.
  • Для тренировки круговой мышцы рта рекомендуется дуть на перемещающиеся предметы: например, перышко или кусочек ваты.
  • В уголки рта закладываются мизинцы пальцев и слегка их растягивают, затем производится плотное смыкание губ.
  • Ватные валики небольших размеров закладывают за нижнюю и верхнюю губу по бокам от уздечки. При сомкнутых губах произносить звуки: п, б, м.

Упражнения при наличии мезиального прикуса

  • Кончиком языка надавливать на небные поверхности передних зубов верхнего ряда в течение трех-пяти минут, пока не появится чувство усталости мышц.
  • Слегка запрокинув голову открывать и закрывать рот. В момент закрывания рта кончиком языка дотронуться до заднего края твердого неба.
  • Подтягивать нижнюю губу под передние верхние зубы.

Гимнастика при косом прикусе

Если причиной косого прикуса является смещение нижней челюсти в сторону, применяется следующее упражнение:

Открыв максимально рот, перемещают нижнюю челюсть в ту сторону, где имеется неправильное смыкание зубов ( перекрытие верхних зубов нижними), затем, не меняя положение нижнюю челюсть поднять до смыкания с зубами верхней челюсти и удержать в таком положении не менее пяти секунд, после чего челюсть можно опустить.

Миогимнастика для мышц языка

Упражнения, применяемые для коррекции смыкания губ:

  • «Часики». Плотно сжав губы, совершать языком круговые движения поочередно под верхней и нижней губой.
  • «Накажем непослушный язычок». Вытянутый язык разместить на нижней губе. Верхней губой, стараясь быстро сомкнуть губы, как бы шлепнуть по языку.
  • «Красим потолок». Представить, что язык – это кисть, которой надо покрасить потолок. В роли потолка выступает небо. Покрасить потолок надо очень тщательно, ничего не пропуская.
  • «Отбойный молоток». Язык надо прижать к небу широко открыв рот. Пытаться сомкнуть губы, издавая при этом звук молотка.

Гимнастика после подрезания уздечки языка:

Фото: Укороченная уздечка языка

  • Производится облизывание языком нижней и верхней губы. Язык движется в направлении от одного уголка рта к другому, производится попытка достать языком подбородок и кончик носа.
  • Языком изнутри и снаружи «пересчитываются» зубы.
  • Упереться кончиком языка сначала в одну, затем в другую щеку.
  • «Всадник». Щелканье языком широко открывая рот.

Упражнения рекомендуется выполнять до десяти раз в день.

Гимнастика для мышц передней части языка

Применяется при инфантильном глотании.

  • Язык держать столбиком.
  • Приготовить резиновые колечки, нарезав резинку от пипетки. Накладывать резиновое колечко на кончик языка. Язык поднять к альвеолам и прижать к ним кольцо. Затем сглотнуть, не смыкая зубы и не закрывая рот. Необходимо следить за тем, чтобы кольцо не соскользнуло. После каждого глотания проверять наличие кольца на языке. Количество глотаний за один раз – от 10 до 12. В первый день упражнение проделать 5- 6 раз, во второй – достаточно двух раз.
  • Прижать язык с кольцом к альвеолам при сжатых зубах и губах и удержать кольцо в течение пяти минут, постепенно увеличивать время и довести до 15 минут.
Читать еще:  Воспаление шейки зуба лечение

Упражнения для среднего участка языка

  • Цоконье языком в течение 50-60 раз.
  • На кончик и середину языка накладываются два резиновых колечка. Зубы должны быть сомкнуты, а губы чуть приоткрыты. Поднять язык кверху и прижать к своду неба.

Гимнастика для задней части языка

  • Для расслабления мышц с последующим массажем проводить полоскание горла подогретой водой.
  • Зевота.

Гимнастика для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть

Упражнения выполняют вначале сидя. По мере усложнения – стоя.

  • Нижнюю челюсть выдвигать вперед до того момента, когда нижние резцы не перекроют резцы верхнего ряда. Удерживать челюсть в таком положении на протяжении десяти секунд, после чего вернуть в исходное положение.
  • Это же упражнение усложняется поворотами головы влево и вправо. Удерживать челюсть в таком положении как можно дольше. Повторить упражнение не менее десяти раз.
  • Запрокинув голову слегка назад, ноги – на ширине плеч, а руки отведены назад. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед до краевого смыкания зубов.

Видео: «Как исправить неправильный прикус»

Все о миотерапии в ортодонтии

Большинство людей сталкиваются с проблемой неправильного прикуса различной степени тяжести. В одних случаях аномалии практически не заметны для окружающих и не доставляют дискомфорта, в других, наоборот, сильно выявлены, что приносит не только эстетические, но и физиологические неудобства. Чтобы исправить возникшие дефекты, требуется серьезное комплексное лечение, которое должно проходить исключительно под наблюдением лечащего врача. Однако, существует способ, с помощью которого пациент может помочь себе сам – это ортодонтическая миогимнастика.

Содержание

Что такое миогимнастика в ортодонтии

Миотерапия представляет собой эффективный метод профилактики и исправления аномалий прикуса с использованием лечебной физкультуры.

Специалистами был разработан специальный комплекс упражнений, способствующих восстановлению жевательных и лицевых мышц, которые расположены вокруг зубных рядов.

Перед тем как проводить лечение, необходимо пройти полную диагностику зубочелюстного аппарата. Чаще всего для этих целей используют жевательную пробу. Метод был разработан И. С. Рубиновым.

Лечебная гимнастика может назначаться:

  • в виде самостоятельной терапии;
  • как подготовка к ортодонтическому лечению;
  • совместно с мероприятиями, направленными на исправление аномалий прикуса;
  • в качестве закрепляющего метода;
  • с целью предотвращения рецидивов патологии.

Миогимнастику чаще всего назначают за два месяца до того, как будет начат основной курс ортодонтической терапии. Это объясняется тем, что данный метод, при котором происходит воздействие лечебной нагрузки на зубные единицы, способствует их подготовке к силовому напряжению оборудования.

Упражнения можно применять только после получения консультации специалиста. Самостоятельное лечение не принесет положительных результатов, поскольку в каждом случае, в зависимости от причины, спровоцировавшей аномалию, будут использоваться различные комплексы.

Только квалифицированный врач сможет подобрать наиболее эффективные упражнения, позволяющие устранить дефект челюсти.

Показания

Миотерапию назначают при наличии таких патологических состояний, как:

  • аномальный прикус на начальной стадии развития различных форм;
  • неправильное расположение зубных единиц;
  • пониженный тонус мышц лицевой части;
  • нарушения в работе височно-нижнечелюстного сустава.

Также данный комплекс упражнений может быть порекомендован в качестве профилактических мероприятий.

Противопоказания

Ортодонтическую гимнастику запрещено выполнять при:

  • дефектах прикуса второй и более высокой стадии;
  • нарушениях формирования зубочелюстного аппарата, причиной развития которых стали перенесенные заболевания общего характера, к примеру, рахит;
  • патологической гипертрофии лицевых мышц;
  • плохой подвижности суставного аппарата челюстей.

Прежде чем назначать лечение миогимнастикой, специалист в обязательном порядке должен провести обследование на выявлении патологий, запрещающих такой вид терапии.

Плюсы и минусы

Как и любая методика исправления аномального прикуса, миотерапия имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Среди преимуществ выделяют:

  • возможность восстановления функционирования мышц, выполняющих жевательную функцию;
  • нормализацию общего тонуса лицевых мышц;
  • восстановление развития необратимых суставов;
  • улучшение деятельности нижней челюсти, в результате чего она становится более подвижной.
По теме

Все о трейнерах для прикуса

  • Мария Константиновна Тевс
  • 4 октября 2018 г.

Еще одним немаловажным достоинством такой методики является то, что ее можно применять не только в ортодонтических целях, но и в логопедии, за счет чего происходит исправление дикции.

  • сложности при контроле правильности выполнения упражнений, а также точном установлении необходимого для занятий времени;
  • невозможность исправления всех форм прикуса, а также других патологий зубочелюстной системы;
  • длительный период терапии;
  • риск развития регресса при несистематическом выполнении комплекса.

Кроме того, если у пациента диагностированы такие патологии, как гипертрофия мышц лица, парестезия щек и прочие заболевания, причиной развития которых стало патологическое строение кости, то данные мероприятия могут оказаться неэффективными.

Миогимнастические комплексы предназначены для борьбы с врожденными и приобретенными дефектами прикуса.

Регулярное выполнение упражнений способствует восстановлению функционирования мышц полости рта, улучшению эстетичного вида зубных единиц, предотвращению нежелательных негативных последствий.

Упражнения для исправления прикуса у взрослых

Ортодонтами разработано множество методик, позволяющих исправить различные дефекты. Все упражнения подбираются, исходя из вида имеющейся аномалии прикуса.

Глубокий тип аномалии

При таком типе патологии упражнение выполняется в вертикальном положении. Руки заводятся за спину, а подбородок выдвигается по направлению вверх. При этом необходимо как можно дальше выдвинуть вперед нижнюю челюсть.

После этого пациент возвращается в первоначальное положение. Количество повторов – от десяти до пятнадцати. Выполнять рекомендуется утром, в обед и вечером.

Спустя 30 дней, данное упражнение несколько изменяют. Вначале делается все, как описано выше. Разница заключается лишь в том, что, когда челюсть выдвигается вперед, нижние зубные единицы должны располагаться впереди по отношению к верхним.

Также можно делать упражнение, которое было разработано И. С. Рубиновым. По длительности процесс занимает до пяти минут. Он заключается в том, чтобы закрывать и открывать рот, не двигая при этом нижней челюстью.

Открытый прикус

При таком дефекте используются методы, которые тренируют мышцы и приподнимают нижнюю челюсть:

  1. Сжимать и разжимать зубные единицы. Сила сокращения при данном упражнении контролируется пальцами, которые располагают в месте коренных зубов и прижимают к щеке. Выполняется такой прием до того момента, пока у пациента не наступит легкое чувство усталости.
  2. Действия те же, что и в предыдущем способе, только дополнительно оказывается сопротивление. Для осуществления препятствия указательный и средний пальцы правой руки располагают на передних единицах нижней челюсти.

Еще одно упражнение заключается в том, чтобы совершать покусывающие движения. Для этого можно использовать карандаш с размещенной на нем резиновой трубкой.

Мезиальный прикус

В этом случае выполняются следующие приемы:

  1. Надавить кончиком языка на задний участок верхней челюсти. Оставаться в таком положении примерно пять минут до того момента, пока не будет ощущаться небольшая усталость в мышцах.
  2. Слегка наклонить голову назад. Во время закрытия ротовой полости коснуться языком до неба.

Также можно помещать нижнюю губу под верхние зубы.

Косой прикус

Если наблюдается несимметричность двух челюстей, применяется единственное упражнение, позволяющее в частичной или полной мере избавиться от проблемы.

Для этого нужно максимально открыть рот, и передвинуть челюсть на сторону отсутствия смыкания. После этого медленным движением смыкать ее до тех пор, пока не произойдет полного сжимания зубных единиц.

Далее вернуть мышцы в исходное положение, расслабить их и заново повторить упражнение.

Эффективность

Чтобы результат от выполнения занятий был максимально эффективным, важно придерживаться некоторых принципов:

  • активность;
  • индивидуальность;
  • систематичность – запрещено на длительное время пропускать выполнение упражнений;
  • сознательность – пациент должен понимать, для чего он выполняет каждое упражнение;
  • последовательность – только после того, как будут освоены простые виды упражнений, можно приступать к выполнению более сложных.
Читать еще:  Сколько снимков зубов за раз можно сделать
По теме

6 эффективных методов исправления глубокого прикуса

  • Мария Константиновна Тевс
  • 4 октября 2018 г.

Миотерапия является эффективной методикой исправления неправильного прикуса только в том случае, если не игнорировать все рекомендации и правила выполнения. На результативность также оказывают влияние такие факторы, как:

  • выраженность дефекта прикуса;
  • возрастная категория, к которой относится пациент;
  • приверженность и регулярность исполнения.

Применять ЛФК в качестве самостоятельной терапии можно при нарушениях верхней челюсти или в случае неровно расположенных передних зубных единиц.

Чтобы достичь максимальной результативности, специалисты советуют не пренебрегать некоторыми правилами и мерами предосторожности. Это делает выполнение упражнений менее безопасным и помогает добиться положительного эффекта.

Рекомендации, которые ортодонт дает пациенту на приеме, следующие:

  1. Во время выполнения лечебных упражнений особое внимание необходимо уделять напряжению мышц. Нагрузка должна быть оптимальной, чтобы больной не испытывал дискомфорта от появления болезненных ощущений. Если мышечные ткани подвергать чрезмерным тренировкам, это может только усугубить ситуацию, дефект прикуса начнет проявляться в еще большей степени.
  2. Увеличивать нагрузку нужно постепенно. Не рекомендуют делать упражнения сразу по максимуму. Число повторений можно увеличивать с каждой новой тренировкой. Такие действия помогут не только предотвратить мышечное перенапряжение, но и поспособствуют более комфортному выполнению лечебного комплекса.
  3. Сокращения мышц должны быть в любом случае. Для этого необходимо прилагать некоторые усилия, пока не наступит легкая усталость. Кроме того, важно постоянно увеличивать амплитуду воздействия.
  4. Перед тем как делать новый подход, рекомендуется небольшой перерыв. Это способствует легкому расслаблению и восстановлению мышечных тканей.

В некоторых случаях, если диагностируется слишком выраженная аномалия, во время выполнения гимнастических упражнений могут использоваться специальные дополнительные приспособления. Они позволяют достичь максимального результата за менее короткий промежуток времени.

К примеру, специальный металлический диск способствует исправлению дистального типа прикуса.

Ортодонтическая миотерапия – это один из наиболее эффективных методов устранения дефектов прикуса и других аномалий зубочелюстного аппарата. Использовать упражнения необходимо только после визита к ортодонту и получения консультации.

Миофункциональная гимнастика в работе логопеда

Лидия Шевцова
Миофункциональная гимнастика в работе логопеда

Автор: учитель-логопед Шевцова Лидия Сергеевна

Организация: МДОБУ д/с № 125

Населенный пункт: г. Сочи п. Лазаревское

Миофукциональные нарушения – это снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающих при нарушениях функций зубочелюстной системы (дыхания, глотания, жевания, речи). Такие нарушения у детей наиболее стойко корректируются при взаимодействиях логопеда и детского ортодонта.

К вредным привычкам, нарушающим естественное развитие челюстно-лицевой области ребенка, относятся:

– длительное сосание пустышки;

– сосание большого пальца, языка, различных предметов;

– прикусывание губ, щек;

– прокладывание языка между зубами;

– подкладывание кулачка под щеку и запрокидывание головы во время сна.

При инфантильном типе глотания дети надувают щеки, делают своеобразные круговые движения губами. Каждый раз на зубы оказывается определенное силовое воздействие в определенном направлении. С годами это приводит к определенным аномалиям расположения зубов и недоразвитию челюстей. Бруксизм – периодические приступообразные сокращения жевательных мышц во сне, сопровождающиеся сжатием челюстей и скрежетанием зубами. Ротовой тип дыхания приводит к тяжким последствиям: формируется аденоидный тип развития лицевых структур, характерный удлинением нижней трети лица, возникают недоразвитие гайморовых пазух, слабость круговой мышцы рта, затрудненное смыкание губ, формируются узкие ноздри и широкая переносица, развивается хроническая гипоксия. Нарушение прикуса также ведет к нарушениям осанки – так работают механизмы компенсации в растущем организме.

Развитие речи – сложный и многообразный процесс, для правильного осуществления которого необходимы: нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и правильное развитие зубочелюстной системы. Причинами неправильного произношения звуков могут быть такие аномалии речевого аппарата, как укороченная уздечка языка, готическое небо, сужение верхней челюсти, недоразвитие нижней челюсти с уплощением центрального ее участка при глубоком резцовом перекрытии. В последнее время в логопедической работе стали практиковать комплекс миофункциональной гимнастики вместе с артикуляционной гимнастикой. При правильной подборке и нагрузке каждого упражнения, комплексы этих гимнастик дают хорошие результаты, особенно при признаках дизартрии, аномалии прикуса, инфантильном глотании. Комплекс миофункциональной гимнастики рекомендуется использовать с детьми, начиная с 3-х лет, у которых сформировались вредные привычки. Упражнения можно включать в комплексы утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке.

Такой комплексный подход будет способствовать:

– более быстрому и устойчивому формированию артикуляционных навыков детей, имеющих звукопроизносительные расстройства, осложненные деформациями строения органов артикуляции;

– при своевременной нормализации мышечных функций челюстно-лицевой области, ускоренному продвижению ортодонтического лечения.

– в результате регулярной миогимнастики у ребенка происходит коррекция типа дыхания, он меньше болеет простудными заболеваниями, насыщение крови кислородом улучшается.

Упражнения для нормализации носового дыхания

Упражнение 1. Воздушный массаж слизистой оболочки носа. Ноги в стороны, рот плотно закрыт, медленно поочередно вдыхать воздух то правой, то левой ноздрей, поочередно прижимая пальцами противоположную ноздрю.

Упражнение 2. «Заводим машину» Длительное произнесение звука «Д-Д-Д» (30 сек)

Упражнение 3. «Шарик лопнул». Надуть щеки и медленно выдавить воздух через сжатые губы.

Упражнение 4. При разомкнутых губах приложить мизинцы к уголкам рта в таком положении стремиться сомкнуть губы.

Комплекс упражнений для нормализации функции глотания.

Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1-2-3-4, повторение от 10 до 15 раз.

Упражнение 1. Язык поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по своду твердого неба максимально назад к мягкому небу.

Упражнение 2. Язык поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по небной поверхности зубов справа и слева, касаясь кончиком каждого зуба.

Упражнение 3. Язык переместить максимально вперед, повернуть его вправо и влево.

Упражнение 4. Сжать зубы, сомкнуть губы, упереться кончиком языка в твердое небо – в проекцию корней центральных резцов, проглотить слюну.

Упражнение 5. Язык поднять вверх, расположить его в середине небного шва, ударить напряженным кончиком языка по небу, произвести звук «щелчка». Выполнять 50-60 раз.

Упражнение 6. Набрать в рот воду (глоток, губы сомкнуть, зубы сжать язык поднять вверх, проглотить воду, упираясь языком в область зубных бугров передних зубов и складок неба (вся группа мимических мышц должна находиться в стадии «покоя»)

Комплекс упражнений для нормализации функции смыкания губ. Тренировка круговой мышцы рта.

Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1-2-3-4, повторение от 10 до 15 раз.

Упражнение 1. Губы вытянуть вперед, изобразить рупор, хоботок.

Упражнение 2. Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.

Упражнение 3. Сомкнутые мизинцы положить в угол рта, губы не сжимать. Пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть.

Упражнение 4. В уголки рта при несомкнутых губах установить мизинцы рук и в таком положении стремиться сомкнуть губы.

Упражнение 5. Губы сомкнуть, натянуть верхнюю губу на зубы, натянуть нижнюю губу на зубы.

Упражнение 6. Губы сомкнуть, затем переместить их вправо и влево.

Упражнение 7. Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.

Упражнение 8. Губы сомкнуть, надуть воздух под верхнюю губу.

Упражнение 9. Губы сомкнуть, надуть воздух под нижнюю губу.

Миогимнастика, стимулирующая рост нижней челюсти

Упражнение 1. Встать у стены в положении правильной осанки. На счет 1-2-3-4 выдвинуть нижнюю челюсть вперед до режущих краев верхних фронтальных зубов и удерживать ее в таком положении в течение 10 с, затем переместить назад. Постепенно увеличивать время до 1 мин.

Читать еще:  Парцелановые зубы что это такое

Упражнение 2. Отойти от стены. Голову запрокинуть назад, руки отвести за спину, ноги поставить на ширину плеч, нижнюю челюсть выдвинуть вперед и повторить упражнение 1.

Упражнение 3. Выполнять упражнение 1 с поворотом головы вправо и влево, захватывая передними зубами нижней челюсти верхнюю губу.

Комплекс упражнений для сдерживания роста нижней челюсти при прогении

Упражнение 1. Захватить нижнюю губу верхними зубами и верхней губой и удерживать ее в таком положении 4-5 мин. Отдохнув повторить упражнение 3-4 раза.

Упражнение 2. Упражнение выполняется с деревянной палочкой в форме зубной дуги. Ширина палочки равна ширине передних центральных зубов, а толщина 3-4 мм. Ребенок должен прикусить палочку таким образом, чтобы верхние зубы выдвинулись вперед, а нижние назад. Прикусывать паллчку необходимо в течение 3-4 мин.

Упражнение 3. Давить кончиком языка на верхние фронтальные зубы.

Упражнения для коррекции перекрестного прикуса

Упражнение 1. Открыть рот на счет 1-2-3-4, затем медленно его закрыть, перемещая нижнюю челюсть в противоположную сторону от неправильного положения зубов и удерживать ее в этом положении 5 с, затем 10, 20 и так до 60 с.

Упражнения 2. Выполнять упражнение 1 с применением усилия руки, направленного на сдвиг нижней челюсти в сторону. Продолжительность курса лечения от 3 до 8 мес.

Ежедневно используя миофункциональную гимнастику в сочетании с артикуляционной гимнастикой при коррекции звукопроизношения у детей с патологиями строения органов артикуляции, постановка и автоматизация звуков будет происходить быстрее.

Список использованной литературы

1. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. М., 2004

2. Аверьянов С. В., Костина Я. В. Стандартные аппараты для миофункционной ортодонтии: учебное пособие. Уфа 2014

3. Тисовская Ю. А., Соколова Н. А. Использование вестибулярных пластинок в практике логопедической работы. М. ,2015

4. Костина Я. В., Чапала В. М. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта М., 2009

5. Белкина В. Н. и др. Дошкольное обучение и развитие. Ярославль 2001

6. Зубкова Л. П., Хорошилкина Ф. Я. Лечебно-профилактические мероприятия в ортодонтии. М. ,1993

Чистоговорки и скороговорки в работе логопеда Для детей 5-6 лет характерен достаточно обширный словарный запас, они умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают и рассказывают.

Дыхательная гимнастика по методу А. Н Стрельниковой в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими поражения ЦНС В. А. Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Использование камешков Марблс в работе логопеда Использование камешков Марблс в работе логопеда. Использование камешков Марблс в работе логопеда. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Кинезиология в работе логопеда Как мы все хорошо знаем «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный». Единство мозга складывается из деятельности.

Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей» Проблема взаимоотношений и сотрудничества логопеда с родителями в литературе освещена мало. Только в некоторых методических разработках.

Лэпбук в работе учителя-логопеда .

Отчет по теме самообразования учителя-логопеда «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» Актуальность. Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция.

Применение метода биоэнергопластики в работе логопеда Применение метода биоэнергопластики в работе логопеда. В соответствии с законом РФ «Об образовании» (ст. 2; 51) государственная политика.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Здоровье сберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Актуальность использования здоровье сберегающих технологий в коррекционной работе.

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной.

Миогимнастика для взрослых и детей: как исправить прикус с помощью упражнений?

Миогимнастика входит в число самых эффективных и доступных методов лечения аномалий в ортодонтии, связанных с дисфункцией жевательных и мимических мышц, неправильным прикусом и нарушениями функций височно-нижнечелюстного сустава. При обнаружении проблемы на начальном этапе в процессе формирования челюсти у ребенка ее решают с помощью упражнений, для выполнения которых требуется только время и терпение.

Миогимнастика – что это такое?

Миогимнастика в ортодонтии представляет собой набор упражнений, способствующих исправлению и (или) предотвращению появления различных дефектов. По принципу действия миотерапия считается лечебной физкультурой, в ходе выполнения которой осуществляется воздействие на разнообразные группы мышц челюстно-лицевой системы, отвечающие за нормальное развитие прикуса.

Гимнастику назначает врач с учетом всех особенностей структуры челюсти пациента. Она выступает в качестве:

  • самостоятельного лечения;
  • элемента комплексной терапии;
  • подготовки к ортодонтической коррекции (назначается за 2 месяца до начала лечебного курса);
  • профилактической меры.

Миогимнастику назначают детям в 4–7 лет. Считается, что в этом возрасте она наиболее эффективна. После 9 лет результативность как лечебного метода снижается, но упражнения могут оказывать дополнительное терапевтическое воздействие на челюсть.

Миотерапия для взрослых и детей: в чем разница?

Миогимнастику используют для лечения взрослых и детей. Однако существенным различием в исправлении челюстных дефектов с помощью гимнастики является то, что в детском возрасте это полноценный, самостоятельный и результативный метод коррекции, в то время как у взрослых это только вспомогательное средство. Во взрослом возрасте более актуальным методом решения проблемы является аппаратное лечение, а также протезирование, ношение брекетов или хирургическое вмешательство.

В детском возрасте разработанный комплекс упражнений обеспечивает:

Упражнения

Любая гимнастика, направленная на исправление аномалий, должна проходить под контролем врача. Именно он после тщательной диагностики назначает комплекс упражнений в зависимости от имеющейся проблемы. Через месяц регулярных тренировок с соблюдением всех правил проведения миотерапии можно наблюдать первые результаты.

При нарушениях прикуса

Набор упражнений зависит от типа нарушения прикуса:

  1. Глубокий. В положении стоя вытянутые руки заводятся назад, а подбородок выдвигается вперед как можно сильнее и возвращается обратно. Повторять по 10–15 раз. Через месяц нижнюю челюсть нужно вытягивать так, чтобы она выходила за верхние резцы. Просто открывать и закрывать рот в течение 3–5 минут до 5 раз в сутки.
  2. Открытый. Осуществлять сильное сжимание челюстей с дополнительным сопротивлением, которое оказывается за счет пальцев, расположенных на фронтальной стороне зубов. Переменное сжимание и разжимание зубов до появления усталости. Зажимание предмета, например карандаша.
  3. Мезиальный. Кончиком языка нужно давить на внутреннюю поверхность коронок по 5 секунд. Повторять упражнение 5 минут. Сидя на твердой поверхности и запрокинув голову назад, касаться языком основания неба. Завести нижнюю губу как можно дальше в рот под передними зубами.
  4. Косой. Проводится пересеченное смыкание челюстей. Смещение челюсти происходит с широко открытым ртом, после чего медленно и сильно сжимают зубы на 50 секунд.

Для губ и языка

Для губ и языка подходят следующие упражнения:

  • вращение языка под плотно сжатыми губами;
  • удары верхней губой по вытянутому языку, находящемуся на нижней губе;
  • открытие рта с прижатым к небу языком и последующим смыканием губ;
  • прикладывание языка к альвеолам с сомкнутыми губами;
  • цоканье языком не менее 50 раз с резиновым кольцом на его средине, при этом зубы сомкнуты, а губы приоткрыты;
  • облизывание губ языком от уголка к уголку;
  • касание языком подбородка и кончика носа;
  • счет зубов языком с двух сторон;
  • упор языка попеременно в каждую щеку.